Своего рода эпиграф, история, которую очень любит рассказывать Князь.
1999 год. Подмосковье. Дорога на Сетунь. По дороге, по отвратительной грязной колее, бредут люди из "Стального Копья". Они движутся на турнир - на "Меч России", если не ошибаюсь. Тащат рюкзаки с доспехом и прочей снарягой. В какой-то момент у Жукца рвётся одна из лямок рюкзака. Жукец волоком тягает рюкзак за одну лямку. И тут начинается дождь. Дорога весьма быстро окончательно раскисает, Жукец тащит рюкзак уже по жидкой грязи. И в какой-то момент из его глотки исходит полный душевной боли возглас:
- И какая сука сказала, что всё это - отдых?!
Так вот. Наши игры - что они такое? Это отдых или как? Стал я об этом вдруг думать - точнее, думать-то стал не вдруг, давно мысли вертелись, но в комментах по ссылке одна реплика подтолкнула меня попытаться всё-же сформулировать толком. И вот что вышло:
- работа – это то, что мы делаем для обеспечения своего выживания. В современном обществе критерий вообще прост: работа – это то, за что мы получаем деньги.
- отдых – любая деятельность, которая не является работой.
- но может быть ещё нечто такое, что я здесь назову словом труд. Труд – это любая деятельность, требующая каких-либо усилий (скажем, не является трудом лежание на диване, а вот изготовление кольчуги – является).
Ясно, что не всякий труд является работой. То же изготовление кольчуги – не работа, но труд. Но, разумеется, являться работой труд тоже может (любая работа – труд, если, конечно, не случилось так, что деньги платят за лежание на диване).
Творчество трудом явно является. И может являться также и работой, но может и не являться. Скажем, у писателя-профессионала творчество – это и труд, и работа, а труд писателя-графомана хоть и может быть очень тяжёлым, не становится от этого работой.
Игры – творчество, а следовательно труд. Но до тех пор пока за игры мастера или игроки не получают денег, работой игры не являются, а следовательно являются отдыхом.
Что отдельно интересно – если мастера считают свою игру полезной и нужной для чего-то и игроки с ними согласны, это сделает игру работой (но, кстати, тогда за неё и деньги брать будет возможно), но если игроки не согласны, то мастера оказываются в положении графомана, который сам уверен, что его проект вечного двигателя или великие стихи очень полезны человечеству, но человечество с ним не согласно. Кстати, очень ярким примером игры-графомании мне кажется Сильм-Экстрим. Было ощущение, что Лора пыталась донести до мира Нечто Важное, но мир не оценил.
Итак, у меня всё же получается, что в современном виде ролевые игры – это всё-таки отдых.