Так вот чтоб два раза не вставать и о том, и о другом в одном посте.
Разумеется имха на имхе и имхой же погоняет
Если вдруг кто не в курсе - один парень из Лориной тусовки (тот, кто пел короля в исходной постановке Тампля) начал работать над её рок-операми на почти профессиональном уровне. Чуть ли даже не специально для этого режиссёрское образование получил. И вот так вышло, что я собрался посмотреть на то, что получилось из Тампля.
Впечатление... Впечатление получилось странное. Я невольно сравнивал эту постановку со старой, Зилантовской. И вот имхо - разница ровно такая же, как между играми того времени и нынешними. Внешне всё стало намного круче. Костюмы, антураж, актёры, постановка - прям не стыдно цивильным людям показать. Но какой-то тот самый непонятный дух, выветрился почти весь - и цеплять перестало совершенно. Меня по крайней мере. Может, правда, дело и во мне самом - лет-то уж сколько прошло (кстати, сколько? То ли 11, то ли 12, то ли больше?).
Ну, и, конечно, были несколько косяков в постановке.
Первый и главный - это секретарь. Это было... Это было... Неописуемо чудовищно.
Есть у Гаррисона отличное сравнение, которое мне Князь напомнил - "выглядел неуместно, как титька на брюхе свинообраза". Вот это был тот самый случай. Во время сцены короля и магистра я чуть не убился фейспалмом, а за Князя очень боялся - что он сейчас заржёт в голос.
В общем, не уверен, что мне удастся хоть мало-мальски внятно это описать, но попробую.
Тут ведь что важно - роль секретаря в Тампле и так-то совершенно лишняя. Но когда её играла Тэм, то она хотя бы не портила исходный материал. Было понятно, кто, что и кому говорит, глаз довольно быстро привыкал к секретарю, и он выполнял свою функцию чисто технически - как и надо в той сцене.
Теперь же...
Представьте себе: секретарь это девушка в белых колготках, паунтах, в белой майке с тамплиерским крестом и стразами. Девушка явно занималась балетом и старается показать это со всех сил - прыгает, бегает, садится на шпагат, катается по полу, задирает ноги выше головы. При этом, делая паузы и логические ударения в совершенно произвольных местах, произносит текст. Если не знать его заранее, понять, кто это, что происходит, кто кому что говорит - крайне сложно.
Ох, вот чувствую, не хватает, не хватает мне художественного таланта описать это. Но когда я на это смотрел главным чувством было чувство чудовищной неловкости - ну, знаете, как если ты сам ни при чём, но кто-то начинает себя глупо или неуместно вести. Хочется куда-нибудь спрятаться и этого не видеть. А главная мысль была примерно такой - "Ну, ладно, я всё понимаю - но нельзя же всё-таки ТАК. Ну, ТАК-то всё же нельзя, а?! Ну, хоть какой-то самый минимальный вкус должен же у людей оставаться?!!"
И вот только я сам себе отвечу, что может это с моим вкусом что-то не так, как секретарь, изобразив взгляд давно не доенной коровы, закидывает ногу Жаку дэ Моле ногу на плечо.
Вот тут-то мне стало уже даже просто теоретически интересно - это я один такой урод и всё неправильно воспринимаю, или остальные зрители то же самое чувствуют?
В общем - секретарь, это было нечто. Кое-что, правда, объясняет тот факт, что игравшая его девушка встречается с режиссёром. Так что спасибо хоть на том, что она занималась именно балетом. А если б подводным плаванием? На что бы тогда сцены с секретарём стали похожи я себе даже представить боюсь.
Ещё меня слегка удивила катана, которую дама вручает рыцарю, собирающемуся в крестовый поход. Потом эта же катана была в руках смерти - но вот там она смотрелась как-то даже неожиданно уместно. Но вот в первой сцене... Это какой-то сложный концепт или просто не нашлось нормального меча?
А вот что было удачно, так это сцены с народом и особенно сожжение. Тут описывать трудно, проще посмотреть - но правда вышло хорошо. Вообще, можно так сказать: почти все сцены. где что-то происходит, где есть движение. где оно уместно - получились лучше чем были и намного. Те, где играет роль не действие, а текст - заметно хуже.
Ещё неплохая идея с рамками-арками, в которые встают актёры. Но это тоже видеть надо, описать трудно.
Кстати, ещё перед Тамплем показывали фрагменты из некоей новой оперы "Принцесса грёза" - автор Йовин, кажется. Мне понравилось - ничего особенного, но довольно мило и, опять же, уже вполне профессионально.
Всё, что было плохо в первой серии стало ещё хуже.
Штамп на штампе. Глупость на глупости. Дисбелив на дисбеливе. Огромные орки-волки-пауки, ложащиеся в одно касание. Пухлый Леголас, застреливающий двух орков одной стрелой (одновременно!). Трандуил, обожжённый драконами хрен пойми когда, но использующий косметическую магию. Эльфийка - Таур-как-то-там-дальше, полюбляющая гнома с первого взгляда и стреляющая из лука, стоя ногами на головах двух гномов. А гномы в бочках. В разных. А бочки в речке. А речка течёт. Вот такая начальница стражи в Лихолесье.
Вот не знаю, может на всё это внимание не надо обращать - но для меня уровень дисбелива как-то превысил некую критическую отметку.
Сцена с бегами по Эребору от дракона - Джексон смотрел Шрека. Героям явно не хватает осла.
Сцена с заливанием дракона кипящим золотом - Джексон смотрел Терминатора и, кажется, Игру престолов тоже.
Боевая сцена на реке - Джексон смотрел Матрицу.
Эребор и народный трибун Бард - а это Джексон новости с Украины (или откуда там ещё, сейчас же мало что не везде у народов кипит разум возмущённый) посмотрел.
Да блин же! Лучше б ты всего этого не смотрел, Джексон! Лучше бы ты ещё раз книжку прочитал!
В общем, на следующую серию в кино я уже не пойду. И мои пожелания насчёт того, чтобы Джексон Сильмариллион снял, беру обратно. Нафиг-нафиг. У меня есть несколько знакомых людей, которые могут не пережить Финголфина, сражающегося с Морготом в стиле "Крадущийся тигр, затаившийся дракон".