Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Про добрую волю богатых, белых мужчин.

Некоторое время назад у меня случился разговор, в ходе которого мне эти мысли подумались. Речь там изначально шла о засильи мужчин в мировой литературе и о том, что отношение к женщинам (и не только к женщинам, скажем, ещё пример с евреями приводился) у авторов этой самой литературы было по нынешним меркам не хорошо.

Потом я некоторое время собирался свои комментарии оттуда в отдельный пост свести. И вот, собрался.

Кстати, он, кмк, здорово перекликается с моим старым постом про государство. Только там было про добрую волю грабителя, а тут про добрую волю богатых, белых мужчин.



Относительно размышлений об исторических несправедливостях совершённых богатыми, белыми мужчинами (ББМ) по отношению к разным группам людей мне кажется важной такая деталь.

Ведь это "белые мужчины" сами стали постепенно улучшать положение угнетённых групп.
Негров, женщин, евреев, простолюдинов, гомосексуалистов и т. д. Среди великих писателей прошлого ведь не только женщин мало. Цыган или крестьян там тоже негусто.

То есть улучшение положения угнетённых было не завоёванным, не вырванным силой, а полученным преимущественно благодаря доброй воле ББМ.

Если что - я знаю про движение суфражисток. Про "чёрных пантер", про Мартина Лютера Кинга - тоже знаю.

И тем не менее - по-моему глубоко очевидно, что эти движения были не причиной ослабления позиции ББМ, а следствием оной. Сначала ББМ в общем и целом сами признавали несправедливость существующего положения вещей и тем самым как бы позволяли борьбу с ним в т. ч. и со стороны угнетённых - и только потом эта борьба становилась мало-мальски успешной. Попробуйте представить себе движение суфражисток не в Англии, а в Средней Азии, Индии или Китае того же 19 века. Не очень получается, правда же? Общество не готово. Мужчины - а именно мужчины там и есть общество - не считают, что в положении женщин есть какая-то проблема - соответственно и никакого движения среди самих женщин не возникает. Какие-нибудь даже не 19 века, а вполне современные Арабские Эмираты - особого успеха движений типа суфражисток не видно.
Или борьба за отмену рабства в Штатах - тоже ведь не столько сами негры воевали, сколько белые.
Или отмена крепостного права у нас - ну, не сами же крестьяне его добились.

Так вот к чему я это всё. Хм...
Вот дальше и пойдут соображения совсем уж неоднозначные. Но, в конце концов, я же безусловного согласия с собой не требую - и не могу, а и мог бы - не стал, - так что выскажу и неоднозначные.
Если что - я эту неоднозначность отлично понимаю и чувствую сам, так что не бросайтесь на меня совсем уж сильно-то:)

Так вот, по-моему угнетённым группам в отношение к этим самым Богатым Белым Мужчинам Прошлого теперь не мешало бы включить сколько-то благодарности. Понятно, что это нелегко. Благодарность вообще трудное чувство. Но по-моему это было бы правильно.

Вот, представим себе такую ситуацию.

Допустим, меня долго обижал некий гопник. Обзывал, бил, отнимал деньги на завтрак, портил мои вещи. А я ничего не мог с этим поделать - слаб. Даже пытаться не мог - слишком уж глубоко и очевидно силы неравны. Но постепенно этот гопник по каким-то своим причинам стал отношение ко мне улучшать. Обзывается по-прежнему, но бить стал не так сильно, деньги отнимает не все, вещи портить вовсе перестал. А потом и вообще отнимать деньги перестал. А потом и бить тоже. А потом даже как-то хоть и нехотя, но признал, что зря он так со мной.
Вот как я должен к этому относиться? С одной стороны - гад он, конечно, и все его гадости я не забыл и не простил. С другой - совсем оставить без внимания то, что он сам, по доброй воле изменил отношение к лучшему тоже несправедливо по-моему. Нужно хоть какую-то благодарность, уважение - в общем хоть что-то в таком роде испытывать по поводу того, что он становится меньшим гадом, так мне кажется. В общем, как-то отметить положительную динамику.

Это безумно трудно, да.

Но, кстати, важное отличие приведённой аналогии ситуации с ББМ - в аналогии все гадости делались мне самому самим гопником. Именно поэтому простить или испытать что-то вроде благодарности катастрофически сложно.

Но в обсуждаемой реальности нынешние ББМ это всё же это именно нынешние ББМ, а не их прапрадеды. И женщины - именно нынешние женщины, а не их пробабки. И негры-цыгане-евреи то же самое. Значительная часть несправедливостей и обид была всё же не по отношению к непосредственно ныне живущим и не ото ныне живущих - что, кмк, делает ситуацию полегче и помягче.

И вот ещё что. По-моему реакция разных групп на улучшения здорово зависит от того, насколько оно было отвоёванным. Чем больше эта составляющая, тем отношение адекватнее. Скажем бедные и незнатные улучшения в значительной степени отвоевали (не полностью, фактор доброй воли ББМ по-моему всё равно играл решающую роль) - и именно они наиболее адекватно к улучшениям относятся. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то требовал себе преимуществ или поблажек на основании того, что происходит не от знати или богачей - люди просто пытаются достичь необходимого уровня и делают это вполне успешно. А вот негры, женщины, гомосексуалисты - тут хуже. Процент "завоёванности" перемен меньше. Кстати - у женщин он больше по сравнению с неграми - и женщины по сравнению с ними выглядят адекватнее в помянутом мной смысле. А у негров больше по сравнению с гомосексуалистами.

И ещё одно. По-моему есть ещё одна причина по которой трудно выдвигать претензии к ББМ - к средневековому сеньору, относящемуся к своим крестьянам как к скотине, к крестьянину, полагающему себя вправе лупить жену, к плантатору, у которого работают чёрные рабы. Эта та же причина, по которой трудно осуждать ацтека, вырезающего пленнику сердце, маори, лопающему побеждённого врага или викинга режущего и грабящего всё живое в прибрежной деревне. Мы на их месте были бы ровно такими же. Так было принято. Таково было общество, такова была культура! Практически любой из нас, родись он в этом девятом веке этим викингом - так же и действовал бы.
И как раз именно поэтому большого уважения заслуживают люди, которые не просто плыли в своей культуре как рыба по течению, а делали что-то, чтобы её изменить - пусть даже незначительно, пусть даже оставаясь с нашей нынешней точки зрения совершенными монстрами.

Вот, викинг прозванный Детолюбом какой-нибудь. Он грабить - грабит, убивать - убивает, в рабство угоняет - но вот детей на копья ловить не велит! Это и есть момент проявления той самой доброй воли. Именно и ровно он.

Или вот, ещё один такой момент:

"— Благодарю вас, Планше, благодарю! — проговорил Атос, протягивая ему руку.
— О граф! — растроганным голосом произнес Планше, едва касаясь его руки кончиками пальцев.
— Что вы делаете, граф? Ведь это бывший слуга? — попытался остановить его Арамис."


Вот, это он самый - момент проявления доброй воли одним из ББМ. А ведь вспомним, как он обращался с Гримо. И тем не менее - то, как с Гримо - это следование традиции, это характеризует традицию, а не Атоса. А вот когда он подаёт руку Планше - это момент, когда он эту традицию двигает - и мы даже видим, как она, в лице Арамиса, сопротивляется. И это своего рода подвиг, кмк.


(На всякий случай: я не могу ставить "кмк" или "имхо" в каждом предложении. Поэтому по умолчанию подразумеваю, что всё написанное - это именно и только моё мнение, которое я нет, не считаю истиной в последней инстанции. Но просто высказать его полагаю себя вправе.)
Tags: Власть, Добрая воля
Subscribe

  • Берег и волны

    В комментах к прошлому посту заходил разговор о том, что со всем этим можно сделать. Причём, кмк, это разговор в основном среди лоялистов и разговор…

  • Текст бывшей активистки

    oldchg прислал мне на посмотреть один интересный текст. Это воспоминания девушки, которая была оппозиционной активисткой где-то с 2004 по…

  • Экспериментальная проверка одного рассуждения

    Что отдельно любопытно с посадкой Навального, так это то, что она разбивает одну конструкцию, к которой часто прибегали его сторонники. "-Почему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Берег и волны

    В комментах к прошлому посту заходил разговор о том, что со всем этим можно сделать. Причём, кмк, это разговор в основном среди лоялистов и разговор…

  • Текст бывшей активистки

    oldchg прислал мне на посмотреть один интересный текст. Это воспоминания девушки, которая была оппозиционной активисткой где-то с 2004 по…

  • Экспериментальная проверка одного рассуждения

    Что отдельно любопытно с посадкой Навального, так это то, что она разбивает одну конструкцию, к которой часто прибегали его сторонники. "-Почему…