Потом я некоторое время собирался свои комментарии оттуда в отдельный пост свести. И вот, собрался.
Кстати, он, кмк, здорово перекликается с моим старым постом про государство. Только там было про добрую волю грабителя, а тут про добрую волю богатых, белых мужчин.
Относительно размышлений об исторических несправедливостях совершённых богатыми, белыми мужчинами (ББМ) по отношению к разным группам людей мне кажется важной такая деталь.
Ведь это "белые мужчины" сами стали постепенно улучшать положение угнетённых групп.
Негров, женщин, евреев, простолюдинов, гомосексуалистов и т. д. Среди великих писателей прошлого ведь не только женщин мало. Цыган или крестьян там тоже негусто.
То есть улучшение положения угнетённых было не завоёванным, не вырванным силой, а полученным преимущественно благодаря доброй воле ББМ.
Если что - я знаю про движение суфражисток. Про "чёрных пантер", про Мартина Лютера Кинга - тоже знаю.
И тем не менее - по-моему глубоко очевидно, что эти движения были не причиной ослабления позиции ББМ, а следствием оной. Сначала ББМ в общем и целом сами признавали несправедливость существующего положения вещей и тем самым как бы позволяли борьбу с ним в т. ч. и со стороны угнетённых - и только потом эта борьба становилась мало-мальски успешной. Попробуйте представить себе движение суфражисток не в Англии, а в Средней Азии, Индии или Китае того же 19 века. Не очень получается, правда же? Общество не готово. Мужчины - а именно мужчины там и есть общество - не считают, что в положении женщин есть какая-то проблема - соответственно и никакого движения среди самих женщин не возникает. Какие-нибудь даже не 19 века, а вполне современные Арабские Эмираты - особого успеха движений типа суфражисток не видно.
Или борьба за отмену рабства в Штатах - тоже ведь не столько сами негры воевали, сколько белые.
Или отмена крепостного права у нас - ну, не сами же крестьяне его добились.
Так вот к чему я это всё. Хм...
Вот дальше и пойдут соображения совсем уж неоднозначные. Но, в конце концов, я же безусловного согласия с собой не требую - и не могу, а и мог бы - не стал, - так что выскажу и неоднозначные.
Если что - я эту неоднозначность отлично понимаю и чувствую сам, так что не бросайтесь на меня совсем уж сильно-то:)
Так вот, по-моему угнетённым группам в отношение к этим самым Богатым Белым Мужчинам Прошлого теперь не мешало бы включить сколько-то благодарности. Понятно, что это нелегко. Благодарность вообще трудное чувство. Но по-моему это было бы правильно.
Вот, представим себе такую ситуацию.
Допустим, меня долго обижал некий гопник. Обзывал, бил, отнимал деньги на завтрак, портил мои вещи. А я ничего не мог с этим поделать - слаб. Даже пытаться не мог - слишком уж глубоко и очевидно силы неравны. Но постепенно этот гопник по каким-то своим причинам стал отношение ко мне улучшать. Обзывается по-прежнему, но бить стал не так сильно, деньги отнимает не все, вещи портить вовсе перестал. А потом и вообще отнимать деньги перестал. А потом и бить тоже. А потом даже как-то хоть и нехотя, но признал, что зря он так со мной.
Вот как я должен к этому относиться? С одной стороны - гад он, конечно, и все его гадости я не забыл и не простил. С другой - совсем оставить без внимания то, что он сам, по доброй воле изменил отношение к лучшему тоже несправедливо по-моему. Нужно хоть какую-то благодарность, уважение - в общем хоть что-то в таком роде испытывать по поводу того, что он становится меньшим гадом, так мне кажется. В общем, как-то отметить положительную динамику.
Это безумно трудно, да.
Но, кстати, важное отличие приведённой аналогии ситуации с ББМ - в аналогии все гадости делались мне самому самим гопником. Именно поэтому простить или испытать что-то вроде благодарности катастрофически сложно.
Но в обсуждаемой реальности нынешние ББМ это всё же это именно нынешние ББМ, а не их прапрадеды. И женщины - именно нынешние женщины, а не их пробабки. И негры-цыгане-евреи то же самое. Значительная часть несправедливостей и обид была всё же не по отношению к непосредственно ныне живущим и не ото ныне живущих - что, кмк, делает ситуацию полегче и помягче.
И вот ещё что. По-моему реакция разных групп на улучшения здорово зависит от того, насколько оно было отвоёванным. Чем больше эта составляющая, тем отношение адекватнее. Скажем бедные и незнатные улучшения в значительной степени отвоевали (не полностью, фактор доброй воли ББМ по-моему всё равно играл решающую роль) - и именно они наиболее адекватно к улучшениям относятся. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то требовал себе преимуществ или поблажек на основании того, что происходит не от знати или богачей - люди просто пытаются достичь необходимого уровня и делают это вполне успешно. А вот негры, женщины, гомосексуалисты - тут хуже. Процент "завоёванности" перемен меньше. Кстати - у женщин он больше по сравнению с неграми - и женщины по сравнению с ними выглядят адекватнее в помянутом мной смысле. А у негров больше по сравнению с гомосексуалистами.
И ещё одно. По-моему есть ещё одна причина по которой трудно выдвигать претензии к ББМ - к средневековому сеньору, относящемуся к своим крестьянам как к скотине, к крестьянину, полагающему себя вправе лупить жену, к плантатору, у которого работают чёрные рабы. Эта та же причина, по которой трудно осуждать ацтека, вырезающего пленнику сердце, маори, лопающему побеждённого врага или викинга режущего и грабящего всё живое в прибрежной деревне. Мы на их месте были бы ровно такими же. Так было принято. Таково было общество, такова была культура! Практически любой из нас, родись он в этом девятом веке этим викингом - так же и действовал бы.
И как раз именно поэтому большого уважения заслуживают люди, которые не просто плыли в своей культуре как рыба по течению, а делали что-то, чтобы её изменить - пусть даже незначительно, пусть даже оставаясь с нашей нынешней точки зрения совершенными монстрами.
Вот, викинг прозванный Детолюбом какой-нибудь. Он грабить - грабит, убивать - убивает, в рабство угоняет - но вот детей на копья ловить не велит! Это и есть момент проявления той самой доброй воли. Именно и ровно он.
Или вот, ещё один такой момент:
"— Благодарю вас, Планше, благодарю! — проговорил Атос, протягивая ему руку.
— О граф! — растроганным голосом произнес Планше, едва касаясь его руки кончиками пальцев.
— Что вы делаете, граф? Ведь это бывший слуга? — попытался остановить его Арамис."
Вот, это он самый - момент проявления доброй воли одним из ББМ. А ведь вспомним, как он обращался с Гримо. И тем не менее - то, как с Гримо - это следование традиции, это характеризует традицию, а не Атоса. А вот когда он подаёт руку Планше - это момент, когда он эту традицию двигает - и мы даже видим, как она, в лице Арамиса, сопротивляется. И это своего рода подвиг, кмк.
(На всякий случай: я не могу ставить "кмк" или "имхо" в каждом предложении. Поэтому по умолчанию подразумеваю, что всё написанное - это именно и только моё мнение, которое я нет, не считаю истиной в последней инстанции. Но просто высказать его полагаю себя вправе.)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →