Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Стругацкие

Я тут решил перечитать Стругацких. Вот, прям всё, с самого начала. И буду время от времени делиться впечатлениями. Прошлый раз я их читал вот так, насквозь, лет в 18-20, сейчас восприятие изменилось, местами довольно сильно. (На всякий случай - я не разлюбил эти книги, они по-прежнему очень мне нравятся. Но...)

Вот, например. Перечитал "Полдень XX век". И у меня довольно жутенькое впечатление от Аньюдинского интерната. Я теперь, кажется, понимаю в каком настроении Лукьяненко писал про Геометров в "Звёздной Тени". Действительно что-то такое чудится - не просто тоталитарное, а тоталитарное как нечто само собой разумеющееся что ли. И оттого особенно жуткое.

Причём лезут в глаза какие-то мелочи, на которые раньше и внимания не обращал.
Скажем, то, как учитель Тенин натравливает 18-ю комнату на Вальтера. Это же просто мрак какой-то. Это просто омерзительно по-моему. Причём ещё и подаётся так - нехорошо, конечно, но ведь надо. И ведь мало того, что там и не очень-то надо, что можно придумать кучу других способов ребят задержать, так ещё и это осознание, что нехорошо на мой взгляд выглядит как-то _настолько_ формально... И это же ведь вроде как идеал. Не просто идеал - у Стругацких тема учителя вообще чуть не главная, это такой путь в идеальное будущее.
Ничего ж себе будущее вышло.

"Учитель стал рассказывать про биоблокаду. Экипаж слушал так, что Тенииу было жалко, что мир слишком велик и нельзя рассказать им сейчас же обо всем, что известно и что неизвестно. Они слушали не шевелясь и глядели ему в рот. И все было бы очень хорошо, но он помнил, что лестница из простыни ждет в шкафу, и знал, что Капитан — Капитан уж во всяком случае! — тоже помнит это. «Как их остановить? — думал Тенин. — Как?» Есть много путей, но все они нехороши, потому что надо не просто остановить, надо заставить понять, что нельзя не остановиться. И один хороший путь был. По крайней мере, один. Но для этого нужна была ночь, и несколько книг по регенерации атмосфер, и полный проект «Венера», и две таблетки спорамина, чтобы выдержать эту ночь… Нужно, чтобы мальчики не ушли сегодня ночью. Даже не ночью — вечером, потому что Капитан умен и многое видит: видит, что учитель кое-что понял, а может быть, понял все. Пусть не ночь, думал учитель. Пусть только четыре-пять часов. Задержать их и занять на это время. Как?
— Кстати, о любви к ближнему, — сказал он, и экипаж снова порадовался этому «кстати». — Как называется человек, который обижает слабого?
— Тунеядец, — быстро сказал Лин. Он не мог выразиться резче.
— Трусить, лгать и нападать, — проговорил Атос. — Почему вы спрашиваете, учитель? С нами этого не бывало и не будет.
— Да. Но в школе это случается… иногда.
— Кто? — Поль подскочил. — Скажите, кто?
Учитель колебался. То, что он собирался сделать, было, в общем, дурно. Вмешивать мальчишек в такое дело — значит многим рисковать. Они слишком горячи и могут все испортить. И учитель Шайн будет вправе сказать что-нибудь малоприятное в адрес учителя Тенина, Но их надо остановить и…
— Вальтер Саронян, — сказал учитель медленно. — Я слыхал об этом краем уха, мальчики. Это все надо тщательно проверить.
Он смотрел на них. Бедный Вальтер! У Капитана бродили желваки на щеках. Лин был страшен.
— Мы проверим, — сказал Поль, недобро щурясь. — Мы будем очень тщательны…
Атос переглядывался с Капитаном. Бедный Вальтер!…
— Поговорим о вулканах, — предложил учитель."


Кстати, само нападение 18-ой на Вальтера тоже довольно противно выглядит. В нём есть что-то очень большевистское, какая-то такая святая уверенность в своей правоте, в праве карать. Так и веет коммисарами в пыльных шлемах и расстрелами кулаков.

Или вот ещё, принудительное усыпление учеников "невидимым потоком инфралучей". Тоже вроде мелочь, но меня как-то перекосило от неё. Причём в отличие от истории с Вальтером, я на это в прошлые прочтения вообще внимания не обращал, даже не помнил, что такое есть. Тоже как-то жутковато выглядит на мой вкус. "Мы знаем, как вам надо! А вы не согласны? А поток инфралучей получите! Не умеешь - научим, не хочешь - заставим."

"В полночь учитель Тенин вышел в парк и остановился возле своего птерокара. Огромный плоский блок школы лежал перед ним. Все окна первого этажа были темными, а наверху кое-где еще горели огни. Горели в 20-й, где сейчас пятерка знаменитых насмешников беседовала, наверное, со своим учителем, Сергеем Токмаковым, в прошлом врачом. Горели в 107-й — там метались тени, и было ясно, что кто-то кого-то лупит подушкой по голове и намерен лупить до тех пор, пока неслышный и невидимый поток инфралучей не заставит заснуть самых беспокойных, а случится это через две минуты."


Или вот, одна из главных проблем Мира Полдня: лезть на рожон ради науки или не лезть.
Нет, понятно, что АБС пытались найти проблему в обществе, в котором проблем нет. Но всё равно как-то это убого. Как писал Довлатов: "Нет такой проблемы! Может ещё обсудим, красть или не красть в гостях серебряные ложки?"
Ну, будет какая-то очередная тирьямпампация открыта не сегодня, а послезавтра - было б из-за чего табуретки ломать.
Tags: Книги, Стругацкие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal