Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Понравилось. Очень.

Очень люблю Рыбакова - особенно его нехудожественные тексты. Конкетно это - отрывок из его ответа на очередной вопрос в гостевой книге, который мне захотелось процитировать у себя.
Итак, Вячеслав Рыбаков про всякие интересные вещи:

"...счастливые семьи так же разнообразны, как несчастные. Полагать, будто дело обстоит иначе — это отголосок европейской убежденности, что счастье — это скучно, это застой, а истинное предназначение человека — cамодостаточность, прогресс, нескончаемая ломка устоявшегося, отказ от нормативности и пр. Со времен воцарения в европейской культуре фаустовского человека лицемерие, скука, однообразие и счастье ассоциируются с косным догматичным Богом, а все истинные достоинства типа гордости, стремления быть самим собой и ломать все рамки — с Сатаной. Сатана — друг человека...
В процессе общения с теми, кто учит, поучает, просвещает и просто объясняет, от университетских профессоров и до родителей, пытающихся объяснить детям своим, как играть с конструктором, я заметил, что люди, на любом уровне передающие свои знания, делятся на две большие группы. Одни реально стараются объяснить и передать, научить и помочь. Это просто специфическое проявление заботы интегрально заботливым человеком. Такой человек не забудет пропустить даму вперед, не обидит непонятливого ребенка и не накричит на него, не унизит оппонента, не видит удовольствия в изнасиловании. Другие, подчас сами того не осознавая, стараются прежде всего показать, как много они знают, насколько они умнее и эрудированнее своего пациента-реципиента, как их все должны ценить и быть благодарны за осуществляемое ими вразумление. Такой человек всегда будет лезть вперед, будет красоваться перед студентами, подавлять авторитетом отпрысков и собеседников, видеть врагов во всех, кто просто сопротивляется их давлению. Учиться от первых наслаждение, учиться от вторых мука. Скажу больше: от первых можно чему-то научиться, от вторых — нельзя, разве что вопреки их преподавательским стараниям. Первые расширяют сознание воспринимающего, стараясь для него, для ученика; вторые просто пытаются заменить его сознание своим, дублируют себя.
Интеллигенция, особенно гуманитарная, была у нас частенько унижена, а еще пуще — всегда ощущала себя униженной, ибо была слишком идеалистична и слишком многого хотела везде, от всех и сразу, и потому чудовищно нуждалась в эмоциональной компенсации. Поэтому у нас процент учителей второго рода всегда очень превышал процент учителей рода первого. Поэтому от нашей интеллигенции почти никто и никогда ничему не мог научиться. Поэтому ее еще более шпыняли. Поэтому она еще более начинала нуждаться в эмоциональной компенсации... и так далее. Порочный круг. Именно интеллигенты сейчас более всех прочих склонны кричать: "Джойса не знаешь? На кол тебя, слишком мало знаешь!"
Исходя из собственного опыта могу посоветовать, метафорически говоря, найти какой-нибудь свой танский кодекс и переводить его лет двадцать. То есть стараться прежде всего самому что-то понять, что-то познать. Это дает уникальную возможность соревноваться только с самим собой. Поражения, которые терпишь за письменным столом, поскольку в них некого винить, кроме самого себя, прекрасно учат смирению, скромности и тому, что истины в последней инстанции не только нет, а, более того, было бы в высшей степени печально, если бы она была. А одержанные там же победы, которые, конечно, случаются куда реже поражений, дают такое полное чувство самодостаточности, которое соотносится с самодостаточностью, получаемой путем рисовки перед ближними, как... ну... разделенная любовь - с зажатой в ладошке порнографической открыткой, Джомолунгма — с плохонькой черно-белой фотографией Джомолунгмы... И именно личное искреннее стремление познавать вызывает потребность поделиться познанным и, что характерно, не для того, чтобы себя классно продемонстрировать, а для того, чтобы тебя поняли и узнали от тебя реальное новое.
Это не панацея, конечно, и порой все равно очень хочется повеситься. Но никогда не возникает желания повесить кого-то другого, кто неграмотен."
Tags: Перепост
Subscribe

  • Свобода слова и соцсети

    Редко в чём-то соглашаюсь с Мессалой на в данном случае он на мой взгляд практически полностью прав. Мне представляется, что для борьбы с цензурой…

  • Белоруссия

    С Белоруссией я просто как та мартышка из анекдота - хоть разорвись. С одной стороны, все эти уличные протесты меня раздражают даже просто…

  • ФБ

    Что мне кажется отдельно плохим в фейсбуке, так это то, что он и без ого существующую и сильную тенденцию закукливаться в своего рода информационном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments