Причём мне как-то и неловко соглашаться. Я чувствую себя не вполне вправе что ли. У меня нет никакого "настоящего" знания, чтобы упрекать в полу-знании Стругацких или даже согласно кивать на этот упрёк.
Мало того, мне книги АБС по-прежнему нравятся и весьма сильно. Но. Блин. Есть в этом тексте какая-то правда. Какое-то весьма точное попадание в т. ч. в меня лично. Ибо, нравится, не нравится, а к этой самой средней интеллигенции я и принадлежу. Мало того, видимо к нижне-средней, так как я перечислил бы Ночной Дозор не там, где Донцова. (Впрочем, и не там, где Стругацкие).
"Для меня совершенно очевидно, что в 1970-1980-е годы в России (или недавними эмигрантами из России) создавались великие произведения искусства. Прежде всего они создавались в андеграунде. Иосиф Бродский, Елена Шварц, Саша Соколов и проч. в литературе. Михаил Шварцман, и, скажем, Александр Арефьев в живописи. Уствольская, или Шнитке, или Эдисон Денисов в музыке. Об отдельных именах можно спорить, но о какой эстетической зоне идет речь, в общем, ясно. И здесь, в области непринятого социумом «высокого искусства для немногих», эпоха вполне «конкурентоспособна».
С другой стороны, существовало народное, массовое искусство. Здесь мне тоже если не всё, то очень многое нравится: сериалы вроде «Семнадцати мгновений весны» или «Места встречи», самые непритязательные песни Высоцкого («У неё, у неё на окошке герань..»), комедии Гайдая (особенно «Брильянтовая рука»). А также фольклор, граффити и проч., смыкающиеся в стихах Олег Григорьева, или совсем раннего Горбовского, или Игоря Холина с высокой культурой через голову культуры среднеинтеллигентской.
Вот именно с ней – с культурой для средних слоёв интеллигенции – проблем больше всего. Окуджава, братья Стругацкие, Эльдар Рязанов, «Девять дней одного года», «Доживём до понедельника», даже Давид Самойлов или Юрий Казаков (при всех охотно признаваемых достоинствах) – всё это в большей или меньшей степени раздражает.
Что именно раздражает?
«Роскошь полузнаний» в сочетании со страстной гордостью этими полузнаниями; социальное чванство в сочетании с тайным комплексом неполноценности; провинциальная претенциозность; и – везде и всегда – неизменный кукиш в кармане...
В диссидентской словесности кукиш из кармана вынимается, но это получается ещё хуже: если у человека рука в кармане, всегда есть крошечная надежда, что там бриллиант раджи, даже если ты почти точно знаешь, что там кукиш (на этом построен художественный эффект Юрия Трифонова). А если кукиш вынут и предъявлен – увы!
Что же, несмотря на это, из «средней» (не совсем элитарной, но и не народной) советской/антисоветской культуры 1960-1980-х для меня остаётся? Вампилов, несомненнно. Искандер. Битов с оговорками (в том числе касающимися его принадлежности именно к этой зоне). Может быть, Довлатов, но не уверен. «Комиссар» Аскольдова.
Как ни странно, у Тарковского-режиссёра, несмотря на гениальные стихи его отца, остаётся, пожалуй, только «Зеркало».
И как минимум столько же – как минимум один фильм («Неоконченная пьеса...») остаётся от Никиты Сергеевича Михалкова. Это стоит помнить сейчас, после всех его пакостей и неудач."
"Меня всегда раздражали люди, демонстративно презирающие романы Донцовой, фильм «Ночной дозор» , аншлаговские хохмы и т.д.
На мой взгляд, развлекуха, честно ни на что не претендующая, неподсудна надменному эстетическому суду. «Милорд Георг», «Битва русских с кабардинцами», Петросян, Донцова – они же беззащитны перед нашим высокомерием.
Это всё равно что обижать животных.
Донцова невинна, и Маринина невинна.
Неприятна Улицкая, неприятен какой-нибудь нравоучительный Паоло Коэльо, неприятен Дэн Браун, неприятна пост-рериховская базарная мистика...
Вот в этом претенциозном low-middle class культуры (который считает свои долгом презирать самые нижние её слои, как Булгарин презирал Александра Анфимовича Орлова) сосредоточено всё самое пошлое.
Здесь ничего неожиданного появиться не может, отсюда нет никакого выхода в настоящее искусство.
А из откровенного трэша – есть выход.
Ведь в какую лужу попал Ходасевич со своим надменным:
...А он сейчас раскроет рот
Пред идиотствами Шарло.
Мандельштам-то был прозорливее: «государит добрый Чарли Чаплин». Впрочем, один ли Чаплин? Многое из того, что сейчас считается шедеврами киноискусства, было развлечением для кухарок.
И какой-нибудь правильный советский интеллигент, вроде Николая Чуковского, с мягкой иронией вспоминал о чудачестве Кузмина, обожавшего нелепые немецкие фильмы – «Кабинет доктора Калигари», к примеру.
Тонкие люди никогда не отворачивались именно от «развлечений для кухарок» – там могли оказаться подлиные жемчужины.
Американские интеллектуалы сороковых млели от комиксов.
На стыке элитарного и вульгарного или примитивного (откровенно, бесстыдно вульгарного или примитивного) рождаются удивительные вещи – и примеров тут пруд пруди, от Тарантино до Олега Григорьева.
Но речь идет именно о «развлечениях для кухарок».
Развлечения для блондинок с интеллектуальными запросами в этом смысле безнадёжны."
(Я нашёл это у marss2, за что ему и спасибо. Кстати, всячески рекомендую его ЖЖ, много интересно. особенно если кто ленту как газету читает.)
Этот текст ещё наложился на относительно недавнее впечатление от коммента Лоты, которая в ответ на моё пренебрежительное упоминание Донцовой заметила, что читает её. Впечатление было внезапно сильное. Вот, теперь, кажется, понимаю почему - видимо это описанное автором приведённого текста ощущение во мне уже вызревало и было близко к поверхности.
Мораль. Должна же быть мораль. Свежая и оригинальная (а вот теперь - почти специально. Хотя пришло в голову само, но я осознал и мог бы отфильтровать).
Отныне я постараюсь поменьше презирать Донцову и её читателей. А в идеале дойти до "вовсе не" (а ведь надо признать - презирал и как-то мне от этого стыдновато). Перевести отношение на уровень "просто не нравится". В конце концов, что может быть естественнее.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →