Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Про личное пространство, мою бан-политику и либеральные ценности.

Давно уже собирался написать пост о свободе слова у меня в ЖЖ. И вот, дособрался. На этот раз, если кому интересно, меня досподвиг коммент Вильнева. - надеюсь, имя правильно пишу.

Итак.
Как возможно заметили те, кто меня читает, в этом ЖЖ можно почти всё. Разрешены комменты от нефрендов. Разрешены анонимные комменты. Разрешены флуд и оффтопик - я, кстати, вообще не вижу в них никакой проблемы.
Также можно со мной не соглашаться. Можно делать это в грубой форме. Можно выражаться нецензурно. Можно мне лично хамить и всячески меня ругать - никаких последствий не будет. Ни банов, ни удаления комментов.

Почему так? Потому что я считаю свободу слова очень важной ценностью. Причём, понимаете, не просто считаю на рациональном уровне. Это для меня ценность такая... как бы сказать-то... очень лично значимая что ли. Я не просто считаю, что затыкать людям рот - неправильно. Мне ещё просто почти физически неприятно это делать - даже если люди несут на мой взгляд какую-нибудь совершеннейшую ересь или хамят-грубят-ругаются.

Более того. Некоторое время я не очень понимал, почему примерно такая политика не у всех нормальных людей в блогах.



Потом я познакомился с концепцией восприятия своего блога, как личного пространства. Да, у кого-то сейчас, видимо, глаза на лоб полезут - с чем тут знакомиться-то?? Разве это не очевидно?
Для меня не было очевидно.
Более того, для меня было очевидно иное - что любой публичный пост это пространство общественное. И у меня лезли на лоб глаза, когда я понял, что некоторые воспринимают свои посты как свой дом, свою квартиру, своё _личное пространство_. Кстати, помню, понял я, что это просто иной подход в разговоре то ли с Натали, то ли с Раисой. Сыграло роль то, что люди знакомые, люди умные - и я, услышав от них нечто странное, постарался не отмахнуться, а вдуматься, поискать логику - ну, и нашёл.

Тогда я перестал удивляться тому, как умные, интеллигентные люди банят направо и налево.
"Если они воспринимают блог как своё личное пространство, - думал я, - тогда понятно". Не пускать к себе домой неприятного человека - это можно. (Просто раньше для меня это выглядело, как попытки заткнуть человеку рот на улице. Совсем другое дело, согласитесь).

При этом своей концепции я не изменил, для меня по прежнему всякий публичный пост - пространство общественное.
Но я вполне понимаю и признаю право, других людей на иные концепции (кстати, хотелось бы, чтобы и они за мной аналогичное право признавали).

Однако тут возникает очень для меня болезненная проблема. (Вот хотите верьте, хотите нет - правда болезненная. См. выше - мне действительно просто-таки физически неприятно банить - безотносительно того, за что. Я не выдумываю, это правда так.)

Что если сторонники разных подходов сталкиваются в комментариях к одному посту?
Если это происходит не у меня, то всё нормально - я понял, что у других людей другие концепции, признал это и теперь всё норм, меня взмахи банхаммера не удивляют и не коробят (раньше коробили).
Но что если дело происходит у меня?
Если ко мне в ЖЖ приходит человек, который полагает мой ЖЖ моей личной территорией, на которой я, соответственно, отвечаю за происходящее? В частности должен бы защищать гостя, если кто-то его незаслуженно обидит?
То есть, понимаете, я сам, в рамках своей концепции, не считаю, что должен это делать. Но признаю, что у других людей концепции могут быть иными и они могут этого от меня ожидать. Особенно если это мои знакомые-приятели-друзья, которым мне не хотелось бы говорить, у меня-де, тут, иная концепция, а потому отнеситесь к тому что вам хамят спокойно. Я могу сам такую позицию занимать, но я не могу её от других требовать, вот в чём дело:(

В итоге я принял такое, довольно-таки половинчато-непоследовательное решение.
У меня по-прежнему можно всё. Но есть короткий список людей, в ответ на грубости в адрес которых я стирать комменты и банить всё-таки буду:(
Кстати, сам я в этот список не вхожу, он вообще короткий совсем.

Это люди, которые:
а) мне по тем или иным причинам особенно дороги и визитам которых в мой ЖЖ я особенно рад. В основном те, с которыми я знаком ИРЛ.
б) придерживаются, кмк, концепции блога как личного пространства.
в) самый скользкий пункт, не знаю как и сформулировать, чтобы никого не обидеть.
Попробую так, на примере. Вот, когда у меня в ЖЖ Лоссэ и Молот (а они оба пункту а) соответствуют) начали ругаться и дошли аж до бокса по переписке, я не вмешивался. Почему? Да потому что мне казалось, что оба участника просто начисто не нуждаются в моей защите как "хозяина территории". Поругались так поругались - их дело, их право. Совершенно не чувствовалась необходимость в это вмешиваться. Аналогично, я не стану принимать мер, если кто-то у меня нахамит... ну, не знаю, Морваэну, Лутиэле, Тиндэ - которые пункту а) соответствуют полностью и более чем. Мне не кажется, что грубость их как-то особо заденет - или ответят, или проигнорируют и уж во всяком случае уверен, что с пониманием отнесутся к высказанным тут моим резонам.
Но есть люди соответствующие пункту а), которые кажутся довольно уязвимыми к грубости, которых она, кмк, может задеть - в основном как раз в силу того, что я "у себя дома" (пункт б) ) должен бы за порядком следить. Вот в этих случаях мне придётся скрепя сердце браться за стирание-удаление и даже бан:( Да, это непоследовательно. Но извините, некоторые люди мне да, дороже чем посторонний грубиян и я да, пойду ради их удобства и комфорта на нарушение прав оного грубияна.
Ибо я не могу требовать от всех людей такого отношения, которое кажется правильным мне. Тем более, что устанавливать границу личной территории каждый ещё просто и вправе по-своему.

И вот тут надо было бы завершать пост, но... Всё таки попробую ещё кратко о том, почему мне не очень нравится концепция открытой записи у себя в блоге, как личного пространства и о границах личной территории.

Понимаете, личное пространство необходимо, да. Пространство в прямом, физическом смысле - некий объём, который твой. Квартира, комната, угол. "У себя в норе и хомяк хозяин" - вот, да, даже хомяку нужна эта самая своя нора.

Но я не уверен в том, что вообще корректно переносить эту концепцию на информационное пространство. В пространстве физическом чужое вторжение приносит совершенно конкретный дискомфорт - я хочу сам сидеть на этом стуле, а на него уселся кто-то другой, я хочу, чтобы тут висела эта картинка, а кто-то другой повесил другую. Ну, в информационном пространстве в чём дискомфорт? В том, что другой человек имеет другое мнение (пусть дикое) и высказывает его? Э... Ну, и что. Пусть. Или спорь, или игнорируй, две замечательных опции. Грубит? Или ответь, или игнорь всё те же опции.
Если бы игнорить было трудно технически - скажем, мы говорим вслух и одни других просто заглушают - то было бы понятно. Но в ЖЖ-то совершенно легко игнорировать комменты. Хочешь отвечать такому-то собеседнику и не отвечать такому-то - пожалуйста.

Ведь если применять концепцию личного пространства для пространства информационного... А где будут его границы? Вот, знаете, у меня есть ощущение, что для многих они будут ровно там, докуда банхаммер дотягивается чисто технически. Грубо говоря, личным пространством будет объявлено всё то, над чем есть власть. Если только блог, то блог. Если сообщество, то сообщество. Если форум - то весь форум. А если газета? Телеканал? Учреждение? Город? Страна, наконец? Мы не готовы терпеть такой чуши, такой грубости у себя в блоге. В блоге мы можем её запретить и запрещаем. А если сможем запретить не только в блоге? Тогда точно не будет сказано: "такой чуши я в своей газете не потерплю" (есть вот такое словосочетание "редакционная политика")? В своей стране не потерплю - и, вуаля, закон об отрицании Холокоста, о защите чувств, о запрете таких-то идеологий. А каких именно идеологий, что именно запрещено отрицать или оскорблять - тут ведь, знаете, всё течёт, всё меняется...

Мне вот иногда говорят, что у меня довольно либеральные взгляды. Вы знаете, да. В некотором классическом смысле - очень либеральные. На мой взгляд мы или разрешаем говорить всё что угодно - тогда можно и Холокост отрицать. Или говорим, что знаете, нет, свобода свободой, но некоторые вещи нельзя - и тогда какие именно это "некоторые вещи" - можно редактировать.

Вот, статья 58, пункт 10 из уголовного кодекса СССР 1934 года: "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев."

Отлично же. Были люди, у которых власти хватало не только на свой блог, а на 1/6 часть суши. Ну, вот 1/6 часть суши и стала их личной территорией. На которой кой-чего нельзя. Потому что владельцу неприятно.

И вот, понимаете, иной раз глядя на то, как люди лихо банят у себя в ЖЖ, мне как-то не по себе становится. Вижу я, очами души своей, на них призрачные кожаные куртки, пыльные шлемы и маузеры в деревянных кобурах.
И радуюсь я в эти минуты, что у них власть только над своим ЖЖ.

И, да, знаете, боюсь кого-то этим обидеть (правда боюсь!) - но ведь это и некоторых лично мне знакомых людей касается.
А то что же, у те кто 58-ю статью принимал, допрежь того знакомых не было? Были...
Tags: СССР, Свобода слова, Я
Subscribe

  • Интервью с Евгенией Семёновной

    Продолжение серии интервью об СССР, по следам вот этого моего поста: Ретроспективное построение коммунизма в СССР к 1980-му году. Уже были…

  • Ещё про Белоруссию.

    В комментах к прошлому посту получилась одна очень интересная на мой взгляд ветка. Разговор с drew_fighter. У него сын хоть и не очень…

  • Разговор с человеком из Белоруссии.

    По следам моего прошлого поста один человек, живущий в Белоруссии, согласился ответить на мои вопросы. То что получилось - такое, своего рода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 283 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Интервью с Евгенией Семёновной

    Продолжение серии интервью об СССР, по следам вот этого моего поста: Ретроспективное построение коммунизма в СССР к 1980-му году. Уже были…

  • Ещё про Белоруссию.

    В комментах к прошлому посту получилась одна очень интересная на мой взгляд ветка. Разговор с drew_fighter. У него сын хоть и не очень…

  • Разговор с человеком из Белоруссии.

    По следам моего прошлого поста один человек, живущий в Белоруссии, согласился ответить на мои вопросы. То что получилось - такое, своего рода…