Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Зачем нужна система образования.

В комментах к предыдущему посту у нас с grattoir зашла речь о том, зачем нужна система образования. (Если кого заинтересует контекст, это тут: https://boldogg.livejournal.com/277060.html?thread=9612100#t9612100 )

Вопрос кажется странным - ясно же зачем! По-моему тот ответ, который ясен и является принятым, не вполне соответствует действительности. Это не то, для чего нужна система образования на самом деле, нет. Это удобный, приятный и вежливый миф о том, для чего она нужна.

Итак, зачем нынешняя система образования нужна не декларативно, а реально? (На всякий случай напомню - я не могу приделать "кмк" или "имхо" к каждому предложению, поэтому предлагаю по умолчанию считать, что я высказываю именно своё мнение, свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции.)


Цель первая, самая главная. Обществу нужны специалисты. Учёные, инженеры и врачи (список не вполне полный, но и полный не особо длинный).
Их нужно не очень много, 1-2 процента от населения, но они вот реально необходимы, совсем-совсем необходимы, кроме шуток. Без них никак. Политологи, охранники, дегустаторы сыра и специалисты по маникюру тоже, конечно, нужны обществу. Но _не так_.
Даже пилоты самолётов или машинисты поездов нужны _не так_ - причём тут _не так_ не в смысле меньше (хотя кто-то и меньше), не обязательно по крайней мере. Может даже и больше в каком-то смысле.
Но вот меня - а также тебя, читающий эти строки - можно научить водить поезд за пару месяцев. А водить самолёт - за полгода.
А вот научить самолёты _строить_ ни за два месяца, ни за полгода меня научить нет, не получится.

Так вот целью системы образования является подготовить эти 1-2 процента, которые умеют строить самолёты.

Именно в этом первая цель. Не научить всех, нет. Только эти 10-20 тысяч специалистов на каждый миллион человек.
Всех прочих, если честно и без благоглупостей, можно только читать-писать научить и ладно. Да так и было в каком-нибудь 19 веке - и ничего, общество вполне себе функционировало. Даже наука и техника развивались - и не так уж, кстати, медленно.

Но тех, кто войдёт в эти 1-2 процента надо как-то отобрать. Глупо всерьёз вкладываться в образование человека бесталанного, не склонного к нему, ленивого.

Для этого отбора начинают учить всех. На этапах системы образования, происходят несколько отсевов и вот на выходе эти 1-2 процента отобраны.
А все прочие 98 процентов - это очистки.
Кстати, чтобы это не звучало слишком грубо уточню - я и сам, например, именно к этим очисткам отношусь.
Какое они там получили образование - не особо важно. На то, чтобы быть менеджером по продажам - хватит. А каким-то конкретным навыкам на месте научат (вообще-то так оно и происходит и сейчас) или сам научится, если склонность есть. Сколько народу работает совершенно не по специальности (и вовсе не обязательно грузчиком) - и вполне успешно работает. Как научились? Да на месте и научились, чего хитрого-то.

Цель вторая. Детей нужно просто куда-то девать на время, когда взрослые на работе. Система образования (в основном школа) это своего рода камера хранения - чтобы под ногами не путались, под присмотром были, а заодно чему-то и научились. Читать-писать хотя бы.

Цель третья. Социализация. Очень большая и важная часть социализации как раз в системе образования и проходит.

Всё. Все разговоры про "научиться думать, получить знания, развить то и сё" - это в пользу бедных. Один из тех самых мифов, о которых я недавно писал - говорить так вслух проще, эффективнее, просто вежливее наконец, чем сказать правду.
Правда просто выглядит довольно обидной в конце концов.

"Ну вот, многие считают, что необходимость возникла, а значит — должно. И что "не работает" считают." (реплика grattoir )
Что работает - эмпирический факт.

Твои наброски небезынтересны, но это по-моему скорее финтифлюшки над системой, а не она сама.
Ну, вот, теорема Ферма.
Знаешь, что спрашивают дети, когда им про неё рассказываешь (те дети, которым это хоть как-то интересно и понятно, то есть ДАЛЕКО не все). "Так а как её всё-таки доказали?"
И вот тут йок. Я, во-первых, её доказательство не понимаю сам (я же выше писал, что сам я тоже очисток?) во-вторых, оно таково, что если бы и понимал я, дети понять его едва ли смогут. А что нужно чтобы когда-нибудь смогли? А нужно не рассказывать про теорему Ферма (ну, так разве что, интереса ради на несколько минут), а фигачить школьную программу, обычную школьную программу. Фигачить уравнения, доказывать тождества и т. д. - нарабатывать технику, одним словом.
То есть то изменение (теорема не была доказана, а теперь доказана) не особо влияет на то, чем в школе заниматься надо. Заметим, кстати, что доказал её человек, учившийся по традиционной системе - это к вопросу о том, работает или нет.
Кстати.
А ты сейчас можешь воспроизвести её доказательство?
А хотя бы понять его?

Про то, что образование должно конкурировать за внимание - это, кмк, просто жесть какая-то.
Не должно.
Образование - ценность. Причём тут важно ценность для кого и почему.
Уточню - образование тех 1-2 процентов - ценность для всего общества.
Образование прочих, тех, кто говорит"идите вы со своим образованием, я поразвлекаюсь лучше" - да пофиг на них, пусть развлекаются. Не надо их никуда тянуть, не стоит овчинка выделки. Да и просто зачем зря людей мучать (а многие преизрядно мучаются).
Эти же 1-2 процента общество да, должно заинтересовать в образовании.
Но не клоунскими ужимками, а скорее гарантированным успехом в жизни (или можно силой, страхом).

Общество этого не делает? Ну, горе такому обществу.


Апдейт иллюстрации ради:
https://tar-elentirmo.livejournal.com/318559.html#comments
Tags: Образование, Общество, Школа
Subscribe

  • Бабки у подъезда и народ

    Сейчас часто приходится слышать, что вот-де, народ плохо вакцинируется, поскольку не доверяет власти. Такая, понимаете ли, у неё репутация.…

  • О доброй воле

    Не раз уже замечал - многих удивляет и, кажется, даже возмущает, когда я говорю о доброй воле, как о мотиве действий, мотиве принятия решений людей…

  • Комары и Медведь или про разные способы сравнения опасностей

    В разговорах об ограничениях свободы слова государством vs частными корпорациями я постоянно чувствую, что мне не хватает одного... Слова? Нет, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Бабки у подъезда и народ

    Сейчас часто приходится слышать, что вот-де, народ плохо вакцинируется, поскольку не доверяет власти. Такая, понимаете ли, у неё репутация.…

  • О доброй воле

    Не раз уже замечал - многих удивляет и, кажется, даже возмущает, когда я говорю о доброй воле, как о мотиве действий, мотиве принятия решений людей…

  • Комары и Медведь или про разные способы сравнения опасностей

    В разговорах об ограничениях свободы слова государством vs частными корпорациями я постоянно чувствую, что мне не хватает одного... Слова? Нет, не…