Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Category:

Про разделение Церкви земной и небесной

Опять по следам ветки комментов, на этот раз у Кураева, вот этой: https://diak-kuraev.livejournal.com/2063727.html?thread=433039727#t433039727

Одна из проблем, которые меня последнее время сильно заботят, это проблема отношения к Церкви.

Тут ведь вот какая штука. Есть два простых подхода.


Первый таков.
Есть истинная Церковь.
Она и есть та самая Единая, Святая, Вселенская и Апостольская, а все прочие - в большей или меньшей степени ереси. У этой Церкви правильное учение, правильные обряды, таинства, в общем всё правильно - это она и есть та, что создана Христом, она и есть та, которую не одолеют врата ада.
И эта Церковь проявлена на земле, она вот, перед нами. У неё есть приходы и епископы, патриарх и прихожане, соборы и крёстные ходы.
Эта Церковь истинная и она явлена нам в реальном мире, она в нём существует, она для него и создана.
Этот подход простой и понятный.

Второй подход.
Он кажется более изящным и приличествующим независимо мыслящему, интеллигентному человеку (это не ирония). Причём вовсе без него обойтись трудно и я не уверен, что нужно.
Та Самая Церковь - не от мира сего. В неё в ходят святые, в неё входят праведники, она незримо разлита над миром, но совершенно не тождественна тому административно-бюрократическому аппарату, который в нём Церковью называется. Она не имеет отношения к разного рода письмам о сборе денег на приходе и том, куда их после сбора отправлять, к тем или иным высказываниям разных представителей Церкви земной.
Это подход удобный.
Чтобы ни творили представители Церкви на земле (сейчас или в глуби веков), ты можешь спокойно считать, что к Церкви Той Самой это отношения не имеет. Всё, что говорит любой представитель Церкви на земле можно оспорить, сочтя, что Церковь Небесная, Та самая, по этому вопросу иного мнения.

Но с тем и с другим подходами есть проблемы.

Проблема первого в том, что реальная Церковь, которая нам явлена в физическом мире оказывается на взгляд многих не вполне хороша. Об этом как раз можно у Кураева почитать - последние годы он почти только об этом и пишет - да и он ли один, это сейчас тема модная. Причём, увы, проблема описываемого подхода как раз в том, что весьма часто упрёки кажутся справедливыми.
И этого нехорошего иногда начинает казаться так немало, и оно кажется таким неприглядным, что хочется воскликнуть: "Эй, послушайте! Если она - Та Самая, то как же так-то!" В чём тогда смысл бытия в качестве Той Самой, если вот так выходит?
Причём ладно бы дело было только в конкретные _событиях_ - но есть ведь и проблемы связанные с учением. Некоторым людям некоторые вещи именно из учения трут - (причём всем разные. Мне, например, отношение к самоубийству - да и не только). А если Церковь та самая - то как она учит так и есть, смирись.
Да, можно сказать, что мнение Церкви вполне определено только по крайне узкому кругу вопросов - догматы. Но ведь явленная в физическом мире Церковь далеко не только по ним выступает! Конкретный священник говорящий с конкретной прихожанкой может нести преизрядную чушь - являясь при этом частью Той Самой.
Ок, пусть он просто неправ и в идеале надо маркировать, когда говоришь от себя, а когда от Единой, Соборной и Апостольской. (Хотя и тут - вон, недавно Худиев писал, что отношение Церкви к промискуитету всё же вполне однозначно отрицательное - хоть это и близко не догмат. И можно сказать, что таково именно отношенрие Церкви. И тут трудно спорить - да, действительно же так.) Но разве при этом некоторым образом не вымывается смысл существования в физическом мире? Если учение Церкви как Церкви по сути дело это несколько догматов - то что она делает-то в качестве Той Самой?
(Да, Таинства. Какой ни был бы батюшка болван, а Евхаристия совершает настоящую. Но это та область, которую мне обсуждать тяжело - я это плохо понимаю, плохо чувствую. Вся эта область связанная с Благодатью у меня очень большие трудности вызывает. Так что тут я про учение, про концепции, про слова.)


У второго подхода подхода иная проблема. Тут по-моему очень трудно удержаться от того, чтобы заменить Церковь собой. Церкви, в общем-то, получается практически и нет (разве что снова в каком-то мистическом смысле). Но если мы не верим ей в том-то и том-то, почему верим в другом? Кто до нас Евангелия донёс вообще? Почему мы тогда верим им? При использовании этого удобного подхода слишком многое, кмк, может начать сыпаться. Остаётся только сам человек, с голосом своей души, но истина-то ведь вроде как одна, а люди разные. Голоса души не всем одно и то же говорит да и вообще трудно не заметить, что идёт к нам этот голос через фильтр культуры и фильтр этот влияет ого-го как. Голос души какому-нибудь немецкому барону 16-го века, русскому помещику 18-го, американскому плантатору 19-го, королю бельгийскому Леопольду начала 20-го и мне сейчас отчётливо разные вещи говорит. (А спустя лет сто - ещё что-нибудь скажет - и тоже будет сочтено правдой, соответствующей духу Небесной Церкви.)

В общем, что при том, что при другом подходе применённых последовательно (снова это проклятое слово!) от Церкви толком ничего не остаётся.
Как решить эту проблему - я не знаю. Неким сложным миксом того и другого...
Или внезапно правильным всё же окажется один из них?
Не знаю.
Tags: Православная Церковь, Религия
Subscribe

  • Выборы

    Выборы же у нас скоро. Надо бы обозначить позицию. На выборы я пойду, голосовать буду за Единую Россию и того, кто там от неё будет, формально или…

  • Рост цен на продукты

    По-моему многим моим собеседникам могло показаться, что я не замечаю каких-то перемен к худшему. (Мне вот часто кажется, что многие перемен к лучшему…

  • Было или не было

    По следам преступления в Казани многие пишут: "А вот раньше такого не было". Часто пишут не просто про раньше, а именно и конкретно про советское…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Выборы

    Выборы же у нас скоро. Надо бы обозначить позицию. На выборы я пойду, голосовать буду за Единую Россию и того, кто там от неё будет, формально или…

  • Рост цен на продукты

    По-моему многим моим собеседникам могло показаться, что я не замечаю каких-то перемен к худшему. (Мне вот часто кажется, что многие перемен к лучшему…

  • Было или не было

    По следам преступления в Казани многие пишут: "А вот раньше такого не было". Часто пишут не просто про раньше, а именно и конкретно про советское…