?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О том как же именно Церковь лезет в школу - Больдог
boldogg
boldogg
О том как же именно Церковь лезет в школу
(Навеяло очень много какими разговорами в сети и не только.
Окончательно сподвигло написать сегодняшнее общение в комментах к посту Надежды Поповой, вот тут: https://congregatio.livejournal.com/2889388.html )

Бывает иногда, что какие-то вещи кажутся такими очевидными, такими общеизвестными, что искренне удивляешься, сталкиваясь с тем, что кто-то их не знает. В этом посте я не расскажу ничего особенно нового. Но, по-моему, всё-таки стоит его написать. (Опять же - в конце концов, мой ЖЖ, о чём хочу, о том и пишу.)

Как же именно лезет в школу Церковь. Часто же приходится сталкиваться с такого рода обвинениями и, такое ощущение, что девять обвиняющих из десяти крайне слабо себе представляют, о чём собственно речь. Что-то они такое слышали, что лезет, зловещие три буквы ОПК видали - и вот, мнение о сём имеют.

Я, конечно, тоже не великий специалист. (И если я в чём-то неправ - да поправят меня те, кто разбирается в этом лучше). Но всё-таки.

Вот, многие слышали про такой предмет - ОПК. Основы - страшно сказать! - православной культуры. Вот она, зловещая РПЦ проникла в школу, вот он кошмар и попрание устоев светского государства.
Но что же это за ОПК такой? Давайте же рассмотрим это зловещее щупальце церковников внимательнее!

(Да, я понимаю - кто-то всё это прекрасно и без меня знает. Но право же, у меня ощущение, что немногие! Может быть и ложное ощущение, конечно...)

Итак.


Как вы думаете, сколько лет в школе этот предмет преподают?
Один год его преподают.
Один. Не все 11 классов и даже не девять и даже не семь. Один год, один класс.

И сколько же в неделю по нему уроков?
Один урок. Один урок в неделю.
Помните, у вас в началке была какая-нибудь музыка раз в неделю? Серьёзнейший предмет! Вот, ОПК - примерно из той же серии. Только музыку преподают то ли четыре года, то ли все шесть, а ОПК - см. выше. Один год.

Кто же преподаёт ОПК? Толстый поп в рясе тянет свою нечистую бороду к невинным детишкам?
Нет. Учительница преподаёт, обычная школьная учительница. Та же самая Марь Иванна, которая ведёт у детей и русский, и математику, и природоведение. Вот, в четвёртом классе ещё и ОПК. Один раз в неделю. Один год.

Но почему основы именно православной культуры?
А не обязательно православной. Можно вместо ОПК выбрать основы светской этики, например. И всё, этот самый один раз в неделю, один год Марь Иванна будет про основы светской этики рассказывать. ОПК - не обязательный предмет.

Но всё равно, почему в светской школе светского государства преподаётся религия?
А ОПК - это не религия. Это не Закон Божий. Это культурологический предмет. Надеюсь разницу не надо объяснять? Ох, честно говоря, у меня ощущение, что таки надо! Так вот если совсем вкратце, культурологический подход заключается в том, что мы получаем знания о той или иной религиозной традиции, но она при этом не обязательна к принятию. То есть мы может при культурологическом подходе узнать о религии, но не обязаны сами её принимать. Вот, мне, например, сейчас культурологически очень интересен ислам. Мне хочется знать историю его возникновения, разницу между суннитами и шиитами, основные положения вероучения, связанные с ним традиции. Но при этом я вовсе не намерен ислам принимать.
Вот это и есть культурологический подход.
В ОПК мы имеет дело именно с ним. Это даже по названию ясно - "Основы православной культуры".

Но как же, а вот у подруги соседки сестры мужа в классе Марь Иванна заставляла молитвы читать, креститься, обливала всех святой водой и вообще вместо этого вашего культурологического подхода вовсю проповедовала?
Увы, такое может быть. Если это правда, то та Марь Иванна просто плохо ведёт предмет и вообще нарушение допускает.
Так бывает со всеми предметами. В той школе, где я учился до 7-го класса, учитель ОБЖ рассказывал на уроке про то, какие бывают инопланетяне, например. (ОБЖ - это вообще своего рода рассадник и заповедник.)
А уж что может на своём уроке устроить учитель общества, экономики, психологии, истории, литературы в зависимости от своих взглядов и темперамента... Да даже и естественнонаучных дисциплин. Были случаи, насколько я помню, когда учителя биологии про телегонию задвигали. А мой учитель биологии из ФТЛ как раз прямо попагандировал атеизм. Именно прямо.
Увы. Жаловаться надо в таких случаях - ну, если вас это сильно допекает. Это нарушение - и на это нарушение в случае жалобы (особенно не единичной) вполне себе будет реакция.
Между прочим, другая Марь Иванна, с другими взглядами на том же ОПК будет рассказывать как попы тормозили прогресс, Церковь обирала народ, вера источник ненависти и войн и ни один современный человек не может верить в эти сказки. Очень много зависит от конкретной Марь Иванны. Как всегда. Но, как я отметил выше, это практически с любым предметом так. Любой предмет можно преподавать плохо, неправильно, можно вставить в уроки вообще не то. Alas!

А вот, помимо ОПК ввели ещё что-то в таком же роде!
Скорее всего это в рамках допобразования.
На него можно не записываться.
А если силком загоняют? А не имеют права. Это уже вопрос не предмета, а конкретного нарушения правил в конкретном случае. Можно жаловаться. Или просто не ходить - допы есть допы, с согласия родителей ребёнок имеет полное право на них не ходить, ничего ему за это сделать не смогут. Вон, нормальные-то уроки прогуливают и фиг что сделаешь...
Кстати, в предыдущей школе, в которой я работал, так - то есть добровольно-принудительно - загоняли на допы по шахматам. Почему именно по шахматам - не знаю.
314 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
s_v_olk From: s_v_olk Date: November 2nd, 2018 07:01 pm (UTC) (Link)
Готовься, ща начнется. Меня Попова примерно после такого же и заманила.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:07 pm (UTC) (Link)
Да ну, ладно тебе.
Я же у себя пишу, а ты, кажется, у неё и был несколько назойлив:) (Не обижайся, я, если что, подробно те дебаты не читал, занят был, так, проскользнул по диагонали, так что может у меня впечатление и неверное.)

From: (Anonymous) Date: November 2nd, 2018 07:04 pm (UTC) (Link)
А культурологической информации из истории и литературы не достаточно для ознакомления что с "основами религиозной культуры", что с "основами светской этики"?

И с каких пор Мариванна стала специалистом по религиозной культуре и светской этике?

И почему среди огромного множества того, что теоретически можно изучать в школе, выбрали именно эту тему?

На закуску - не странно ли вводить новые предметы, если освоение старых хромает на обе ноги? И если из каждого утюга поют про "перегрузку детей в школе"?
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:19 pm (UTC) (Link)
На мой взгляд недостаточно.
Но мой взгляд и имеющегося объёма ОПК категорически недостаточно - что показывают вот эти же споры. в которых люди не понимают довольно элементарных на мой взгляд вещей.

Вот я, лично я, очень жалею о том. что в школе ничего такого у меня толком не было. Я до сих пор иногда что-то о православии узнаю так, полуслучайно. А в конце концов - это же просто интересно.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
congregatio From: congregatio Date: November 2nd, 2018 07:06 pm (UTC) (Link)
К комменту s_v_olk'а. Не надо врать. Не за такое.

Пост, извини, комментировать не буду.

Edited at 2018-11-02 07:07 pm (UTC)
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:10 pm (UTC) (Link)
Я, заметь, твои по этой тематике тоже не комментирую. И это не потому что мне не хочется, а вполне себе осознанное решение - примерно по тем же, думаю, что и у тебя причинам.

В этот раз меня просто тэгнули - ну, вот я и не удержался.
Если ты не хочешь, чтобы я по этой теме у тебя в комментариях с третьими лицами разговаривал - только скажи, я перестану. (И никаких обид, если что.)
zhizd From: zhizd Date: November 2nd, 2018 07:09 pm (UTC) (Link)
На фоне громких эксцессов, где-то там РПЦ старый храм или даже собор отжала, где-то теологическую кафедру в техническом ВУЗе открыли, как-то действительно уходит из внимания, что это именно эксцесс на фоне миллионов ежедневных маленьких событий которые вполне укладываются в норму. Но их не видно, а видно то, что громко звучит и сильно пахнет. Тем более что церковь у нас сейчас очень сильно на виду, и довольно глубоко влезает в политику, что по-моему зря, может опять сильно аукнуться как 100 лет назад.

У людей, рожденных и воспитанных еще в СССР, зачастую все-таки настороженное и предвзятое отношение к религии, а уж к религии влиятельной так втройне. Некоторые даже открыто пишут, что попы им враги и соответственно они с этими врагами как могут борются. И с их пособниками, в которые записывают всех, кто не исповедует атеизм.

Вообще имхо, любой радикализм, хоть религиозный, хоть антирелигиозный, хоть политический - признак чего-то не совсем хорошего, несчастливого бытия. "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей" - радикалом человек становится от не слишком хорошей жизни, чего-то ему в ней не хватает. Имхо конечно.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:13 pm (UTC) (Link)
+ 0,97

И не забудем ещё всё-таки историю вопроса.

После _такого_ антирелигиозного и антицерковного пресса, какой был у нас в стране и не так чтобы давно кончился...
anahareo From: anahareo Date: November 2nd, 2018 07:14 pm (UTC) (Link)
в девяностые у нас в некоторых школах вполне свободно проповедовали кришнаиты. Никто, главное, тогда не возмущался.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:24 pm (UTC) (Link)
Тут же ещё от формы зависит.

Если директор приглашает в школу в качестве гостя кого-то (ветерана Афганистана, учёного, писателя, музыканта, политика) - это вроде вроде как вполне допустимо же.
Так же может там и кришнаит оказаться - строго говоря, почему нет? Не думаю, что тут нарушались какие-то формальные правила.
s_v_olk From: s_v_olk Date: November 2nd, 2018 07:22 pm (UTC) (Link)
Самое забавное, что за что я даже у тебя теперь спросить не могу... может, оно и к лучшему.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:25 pm (UTC) (Link)
В смысле эта новая система банов так работает, ты об этом?
seihleb From: seihleb Date: November 2nd, 2018 07:22 pm (UTC) (Link)
По большому счёту - плевать на эту молодёжь, толку не будет ни с РПЦ ни без оной, но в принципе насаждать школьникам, даже по минимуму, разную религиозную чепуху государство свободное от религии, права не имеет, по определению, а вот когда подрастут до колледжа-лицея, тогда пусть сами и решают.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:25 pm (UTC) (Link)
Перечитайте пожалуйста ещё раз ту часть поста, где говорится о культурологическом подходе.
prov_old From: prov_old Date: November 2nd, 2018 07:24 pm (UTC) (Link)
У нас в 90-е кришнаиты не проповедовали))) (это к прошлому комментатору).
Но был доп. предмет, классе в 9, ИМР - История мировых религий, вполне интересный, кстати. Без выделения какой-либо ветви, коротко обо всех религиях, начиная с древних Египтов, Греций и майя до наших дней. Вела учительница по МХК - Мировой художественной культуре, искусствовед.

Но я только со временем и на сравнении поняла, что я-то училась в хорошей школе.

Edited at 2018-11-02 07:27 pm (UTC)
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:27 pm (UTC) (Link)
Да. у нас тоже было МХК - и как раз на нём я получил какие-то совсем куцые обрывки сведений о том, как устроен храм, о символике и т. д.
Этого было очень мало, я был бы рад, если бы этого было больше. Вот честно, не спора ради это говорю - действительно был бы рад. Это ж просто интересно. Да и действительно мне такого рода знания кажутся просто важной частью образования.

Edited at 2018-11-02 07:28 pm (UTC)
tessey From: tessey Date: November 2nd, 2018 07:27 pm (UTC) (Link)
тем, кто корчится в конвульсиях при одном слове православие - объяснять бесполезно. а у других эта тема и не болит.
rukella From: rukella Date: November 2nd, 2018 07:30 pm (UTC) (Link)
Соглашусь. И добавить-то нечего.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
jackie_jones From: jackie_jones Date: November 2nd, 2018 07:28 pm (UTC) (Link)
Так, да не так. Об указивках как можно больше народу переводить именно на ОПК я знаю из первых рук. Не скажу про прямо сейчас, но пару лет назад в Москве такое было. Всё, что нужно знать образованному человеку об основах православной культуры, прекрасно преподавали без этого предмета - на уроках истории, литературы, МХК. Тех, кто потащил его в тесную школьную программу, равно как и тех, кто втиснул в ужатые вузовские бюджеты “кафедры теологии”, интересует не просвещение, а индоктринация. Катастрофы здесь, конечно, нет. Но то, что на вот это вот, в светской школе светской страны, время тратится, а, например, на половое просвещение - нет, бесит неимоверно.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 07:36 pm (UTC) (Link)
Так я тебе и сам скажу, что такое может быть.
Окажется директрисса или главный завуч православной и с активной жизненной позицией - и будет продавливать. Такое бывает, кто бы спорил.
А в лицее при ВШЭ что-нибудь другое продавливают, я полагаю.
А в школе. в которой Быков преподаёт - тоже что-нибудь другое.

"Всё, что нужно знать образованному человеку об основах православной культуры, прекрасно преподавали без этого предмета - на уроках истории, литературы, МХК."

Конечно, нет.
И это как раз по такого рода разговорам отлично видно.
vi4kin77 From: vi4kin77 Date: November 2nd, 2018 07:29 pm (UTC) (Link)
Вопрос состоит именно в том, что "Раз сама система допускает злоупотребления и искажения, то они непременно случатся". Да, это столь кретинский предмет, что там именно и будут преподавать как лбом в пол долбиться и молитвы наизусть под оценку. Ну и вместо Марьиванны (конечно же из самых лучших побуждений, шоб лучше донести и нагляднее, доступнее и ближе к теме) появляется поп. И вместо непонятной и нужной четвероклассникам как зайцу стоп-сигналы культурологии - посконный и в лоб "Закон Божий", ага. Плавали знаем.

Главный вопрос: а нахрена вообще этот предмет нужен, если он такой второстепенный, неважный и вообще сбоку? Нахрена четверокласснику знания культовых обрядов, как вычисляется Пасха, за каким хреном поп одел сёдни одеяния того или иного цвету? За-чем? Если ему оно реально нужно - он пойдёт в воскресную школу или сам поймёт всё что надо на воскресной еженедельной службе. Если же он не ходит в церковь как на работу, то знание бессмысленных тонкостей ему до лампады. Основные знанияя "Кто был и когда был Христос", "Зачем на церкви крест и что он обозначает", "Что изображено на иконе Рублёва "Троица" любой человек и так получает на уроках истории, эстетического воспитания, на экскурсии по музею и никакого особого курса не требует.

Хрень в том, что сам этот предмет и именно в таком виде и был задуман с единственной целью - "протащить церковь в школу хоть тушкой, хоть чучелом". А рассказы про "Да вы не понимаете, оно у нас не об этом и про культурологию - разговоры в пользу бедных. По факту.

Edited at 2018-11-02 07:30 pm (UTC)
deep_econom From: deep_econom Date: November 2nd, 2018 07:39 pm (UTC) (Link)
именно так
(no subject) - (Anonymous) - Expand
umbloo From: umbloo Date: November 2nd, 2018 08:12 pm (UTC) (Link)
Приличия соблюдены, да. И жаловаться, если что, можно (и, на мой взгляд, нужно).
Я не понимаю другого: почему этот выборочно-религиоведческий\этический курс должен входить в обязательную программу? Почему не давать его факультативно, для тех, кому правда интересно? (Да, к пению\музыке и многому другому это тоже относится, кстати.)
Тут возможен ответ "так на факультатив никто ходить не станет". Ну так если сами не заинтересуются - так и то, что им на обязательном уроке в четвёртом классе скажут, к пятому-шестому выбросят из головы. Как у меня, надо сказать, после школы ничего из химии в голове не осталось, и много других примеров знаю.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 08:30 pm (UTC) (Link)
А зачем литература в обязательной программе?

Нет, вот понимаете, я же не в смысле стрелки перевести. Есть же некоторые резоны, по которым литература, музыка, в обязательную программу входят.
У нас с вами могут быть даже весьма разные представления об этих резонах - но ведь они же есть, против литературы как обязательной части программы никто особенно не протестует.

Вот те же резоны и тут. Часть гуманитарного образования. Как по мне. так весьма важная и весьма интересная. На мой вкус одного урока в один учебный год - катастрофически мало на это.
redflower99 From: redflower99 Date: November 2nd, 2018 08:24 pm (UTC) (Link)
И снова не могу не вспомнить, как в нашей школе кто-то из четвероклашек пожелал изучать буддизм))!) и изучал в гордом одиночестве, пока остальные предавались изучению светской этики. Подозреваю, что это родители решили схохмить, а администрация школы серьёзно к запросу подошла.
boldogg From: boldogg Date: November 2nd, 2018 08:31 pm (UTC) (Link)
Отличный пример, кстати.
Выходит выбор-то предлагают вполне всерьёз и готовы его уважать.

Хорошо, что вы об этом тут рассказали.
livejournal From: livejournal Date: November 2nd, 2018 08:31 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal From: livejournal Date: November 2nd, 2018 08:31 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
314 comments or Leave a comment
Page 1 of 3
[1] [2] [3]