Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Про то, как я работал литнегром

Надеюсь, я этим постом на раскрываю никаких особых тайн. Если что - разумеется, ничего такого на самом деле не было, я просто всё придумал, чтобы похвастаться, пересказываю непроверенные слухи и т. д.

У меня есть такая традиция - 31 декабря писать какой-то пост на неновогоднюю тематику. Вот и в этот раз напишу. С другой стороны - он хоть и неновогодний, но вроде и настроения никому испортить не должен, никаких острых тем.

Был в моей жизни такой период, когда я писал книги. Ну, то есть как книги - художественные тексты. Но их издавали, так что можно сказать, что и книги. У меня даже в профиле ЖЖ про это есть - создавал я ЖЖ в 2007 году, как раз в самый разгар того периода. И среди первой сотни моих постов есть несколько примерно такого типа: "Дописал! Счастье-то какое!" И вышло так, что я в относительно недавних разговорах об пару раз об упоминал и мне предложили описать сей опыт поподробнее.
Ну, вот я и собрался. Как раз в ближайшие пару часов делать особо нечего. (У меня в Саратове любимые игрушки не установлены:( )



Дело было в 2001 году. Я был молод, мне были нужны деньги. Подработка репетитором приносила маловато, и я стал думать, как бы заработать ещё. Делать же при этом я не умел примерно ничего. И... вот я не помню - то ли мне посоветовал кто-то (из саратовской ролевой тусовки опытом, подобным нижеописанному, может похвастаться, наверное, каждый второй, так чтоб было кому посоветовать), то ли я объявление увидел, но вот пришла мне в голову такая мысль - пописать художественные тексты на заказ.
А в Саратове это был вариант заработка накатанный. Существовало (а может и до сих пор существует) у нас в городе такое литературное агентство - "Научная Книга". Несмотря на название, занималось оно не только и даже в основном не научной литературой.
Вот, туда-то я и пришёл. Сидел там Сергей Маковцев, такой, очень интеллигентный, высокий мужчина, редактор... Или начальник отделения мужской прозы? Вот не помню уже. Не суть.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Вот, я хотел бы с вами сотрудничать, книжки писать.
- Давайте попробуем. Вот, могу вам предложить...
Меня, помню, слегка удивило то, насколько спокойно и деловито меня приняли. Ни вопросов об образовании, ни об опыте, ни о чём. (Собственно, так оно и правильно. Либо человек писать может, либо не очень и проверить это проще всего, дав ему попробовать.)

Предложили мне для начала написать женский детектив в серию "Тележурналистка". Про ведущую какой-то программы для и про женщин, которая постоянно сталкивается с разными преступлениями и их успешно раскрывает.

Да, тут, наверное, надо пояснить, как вообще эта система работы с коллективными псевдонимами была устроена, насколько известно мне. Есть некий автор-бренд, псевдоним. В случае с "Тележурналисткой" - Светлана Алёшина. Не знаю, есть этот автор реально, нет, пишет ли он что-то сам (в разных случаях по-разному, вероятно). Но под его фамилией публикуются в огромном количестве тексты так называемых "литературных негров". То есть, вот, пишу я детектив про тележурналистку и он выходит в этой серии под псевдонимом-брендом "Светлана Алёшина". Выгода из этого для издательства очевидна по-моему. Так раскрученный автор никуда от них не уйдёт. И писать будет как из пулемёта. Произведений под таким псевдонимом публикуется же очень много, под каждый пишет не по одному человеку. Под ту же Алёшину - сотня с лишним текстов вышла, а под Марину Серову - несколько сотен. В сериях про частного детектива Таню Иванову и частного телохранителя Женю Охотникову всего вышло сотен пять-шесть текстов. Не опечатка - именно сотен, не десятков. (Чуть ли не про одну даже Таню Иванову пять сотен. Её - главгероиню - в Саратове прям кормилицей называли в некоторых кругах.)

Что я получил на руки. Краткое описание серии, основных сквозных персонажей и пару одобренных текстов для образца.
Ну, и начал я писать. Написал главы две, принёс показать Маковцеву. Он одобрил. Ну, так я и до конца дописал. Нужно было 9 авторских листов (кто не знает - авторский лист это 40 000 символов, считая с пробелами). Расследовала там Ира Лебедева (та самая телеведущая) исчезновение женщины, которая должна была на её передачу прийти - и внезапно пропала. Ира её и нашла, обезвредив попутно, если не ошибаюсь, группу террористов.

Сдал я это дело. И с трепетом ждал, что получится - честно говоря, с трудом верилось, что примут - хотя получилось на мой взгляд вполне нормально. Не хуже тех принятых текстов, которые мне выдали для образца.
Но как-то оно всё же... Не верилось.
И вот встречает меня в очередной мой приход (телефона у меня тогда не было - никакого) Маковцев широкой улыбкой.
- Приняли!
Я прям счастлив был. Один из лучших моментов в моей жизни это был, чес-слово. Наряду с получением категории, призовым местом на турнире, сдачей последнего экзамена.

Заплатили мне - вот сколько заплатили я помню совершенно точно. 2700 рублей. 300 рублей за авторский лист. И я даже помню, что я на эти деньги купил - куртку. У меня не было своей - то есть не отданной какими-нибудь знакомыми, а купленной - верхней одежды лет с десяти примерно. С детского такого ещё пальтишка. А ходил я на 1-2 курсах в куцей, серой демисезонной курточке - из синтетики какой-то. Откуда она у нас взялась - не помню. Кто-то отдал.
И вот, я себе купил нормальную куртку. И взялся писать второй текст про тележурналистку. Причём второй у меня не приняли - но я уже не унывал, понимал, что дело реальное и взялся за третий. Про Таню Иванову. Да, и я отметился:) Хоть и всего одним текстом из тех пяти сотен - но поучаствовал. Этот приняли. Кстати, за него я получал уже 400 за авторский лист. То есть 3600 за весь текст.

А потом мне поручили писать уже под мужские псевдонимы.
Я написал:
- пять что ли текстов про подводного спецназовца Полундру;
- четыре текста про Колю Колыму - блатного, вора, вся вот эта уголовная типа романтика. Писать было противновато. Примерно на таких ощущениях я написал вот этот пост в 2009 году. О силе воли и подводной лодке;
- два (или три) текста про байкера;
- один текст про наёмника
- четыре (или три?) текста про солдата-контрактника
Ещё по мелочи чего-то. Один раз мне дали чужой текст из серии "Я вор в законе" - этот текст вроде бы писал номинальный автор, но издательство его отклонило. Однако отклонило не окончательно, поскольку серия раскрученная, а предложив внести правку - какую-именно прилагалось. И мне предложили эту правку сделать, обещая те же 400 рублей за а. л. Но это за а. л. редакутры! Как это было круто! В самом тексте было 20 листов, да ещё я, редактируя, полтора дописал. Получил в итоге 8600. На эти деньги я ездил на Сильм-Экстрим.
Ещё что-то, кажется. Когда я помнил всё это точнее, я насчитывал 19, кажется, текстов - принятых, в смысле, я считал только принятые. То ли я какую-то серию забыл. То ли про Полундру не пять было у меня, а больше?

Что любопытно - про блатного, байкера и Полундру я писал по так называемым "сценарным планам". То есть мне давали подробный план книги, каждая главка описывалась на полстраницы. и мне нужно было из этого сделать полноценный текст. Причём в начале сценпланов были грозные слова про то, что отступать от него нельзя, что сценплан одобрен, отсебятина недопустима. Но местами приходилось идти на отсебятину - очень уж эти сценпланы были бредовыми. Причём чем дальше, тем больше я от них отступал - последний текст я писал, переделав сценплан более чем наполовину, кмк. Потому что ну как - сами требуют, чтобы было динамично, но при этом из 42 что ли сцен какое-то активное действие в трёх. Так и приходилось изворачиваться - то у меня на героя стая бродячих собак нападёт, то ягуар на цепи сейф латиноамериканского наркобарона охраняет, а у героя нет огнестрела - зато на стене висит алебарда! Ну, и так далее.
Только Наёмника, Контрактника - да ещё первые женские детективы я без сценпланов писал.
А ещё я на это дело подсадил отца.
Он лежал дома со сломанной ногой и я рассудил так - всё равно пока я в универе комп простаивает - отчего бы и ему не попробовать писать? Предложил это Маковцеву, тот охотно дал задание, отец написал - и приняли! В итоге у него тоже десятка два текстов опубликовано было. И полностью своих и по сценпланам - причём судя по уровню тупизны, все сценпланы писал один и тот же человек (или люди - вроде двое их было по слухам) Про Полундру он тоже писал. И ещё какую-то серию типа "дореволюционный боевик" про - не шутка! - поручика Голицина. Который, в частности, какую-то немецкую супер-пушку заклинил медальоном с портретом любимой женщины - снова не шутка, так было в сцеплане! А на приёме у государя-императора, предложившего ему любую награду за этот подвиг, отказался и от орденов, и от денег, а потребовал отправить его в качестве награды на фронт. Тоже не штука - тоже так было в сценплане. (Эх, искать лень, а можно ж найти этот блестящий момент и зацитировать.)
Кстати, в отличие от меня отец как минимум один стоящий текст написал. Заказали нечто в стиле "Парфюмера". Отец написал "Фармацевта" - и поскольку без сценплана, то очень, очень неплохо вышло. Прям хорошо даже я бы сказал. И, кстати, именно этот текст, кажется, опубликован не был. Но деньги заплатили.
Вообще отец относился к этому писательству несколько трепетнее чем я. Я ему говорил: "Надо класть не меньше одного трупа на авторский лист. Тогда примут." Но ему такой подход казался слишком циничным:)

Так вот я и подрабатывал до 2010 года примерно. Причём последнее время - напрямую с издательством, без посредничества НаучКниги. За счёт этого заработок вырос раза в четыре.
Но потом как-то у меня это увяло. Честно говоря - сам виноват. Лениться стал и очередного Контрактника не добил. Раз в срок не уложился, во второй не уложился, в третий, а там уже стало неловко на связь выходить. И как-то увяло. Заменилось репетиторством - да и в школе платить стали больше, так что как-то и без писательства стало норм.

Но вот, было и такое в моей биографии:)) С тех самых пор, кстати, я довольно быстро набираю текст.
Помню, рекорд у меня был - 1,75 авторского листа за сутки, но это я прям ночь сидел, часов до пяти утра. Надо было к утру дописать кровь из носу. Дописал:)
Нормальная же скорость у меня была такая - 10 тысяч символов за 2 часа непрерывной работы. Больше - уже чисто технически сложно.

А ещё с тех же самых пор у меня почти начисто отбито желание писать художку просто так, для себя. Как-то я намертво усвоил, что это работа и что за неё мне должны заплатить денег, причём не как-то, когда-то, если повезёт, а реально и конкретно. Забесплатно же работать - как-то оно не хочется.
Хотя не знаю. Может вот этим летом соберусь всё-таки. Хочется мне про зомби-апокалипсис написать. Я знаю, как надо:)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 162 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →