Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Насилие - не конфетки (с)

Как нередко бывает, начался этот мой пост с комментария. Но кажется в нём мне наконец удалось сформулировать кое-что из по-настоящему важных вещей, к которым я уже довольно давно всё прилаживаюсь, да никак толком ничего не напишу.
(Теодицея и грехопадение. Да, так вот скромно.)

Большое спасибо Нефедору, который дал мне очень хороший пас своим вопросом.


Давайте я сразу оговорюсь. Всё, что я пишу ниже я пишу совершенно серьёзно, без грамма иронии или ещё чего в таком роде.
Мало того, что серьёзно - ещё и совершенно откровенно. Право слово, это не те вещи и не те темы, по которым я буду строить своё мнение из-за политических пристрастий.
Я действительно так и считаю.

Итак, почему указанные инциденты происходят и кто в этом виноват.
На мой взгляд они происходят потому, что произошло грехопадение. И мы с тех пор живём в падшем, грешном мире. В этом падшем мире такие вещи случаются.

Кто виноват.
В каждом конкретном случае разные люди виноваты.
И ещё виноват общий принцип меньшего зла - точнее не сам принцип, конечно, а согласие многих людей действовать с ним во соответствии.
Лётчик бросает бомбу на город - и эта бомба убивает, ранит, калечит, несёт страдание - причём даже не обязательно говорить о невинной девочке, и её маме, мирной жительнице. Хотя с девочкой и мамой пример, конечно, ярче. Пусть даже не невинным. Пусть даже вражескому комбатанту. Но всё равно страдание, боль, зло.

Это зло может показаться оправданным предотвращением зла большего. В самом деле - вражеский комбатант это большее зло мог принести - вот и пришлось его... пацифицировать.

Но вот тут приходится вернуться к девочке и маме. Как говорил один из самых сильных персонажей, с которыми я сталкивался в российском кинематографе (и своего рода слепок с которого я играл на "Свободной Зоне"): "Насилие не конфетки. Ровно не отвесишь."

Один и тот же лётчик сбросил бомбу, которая вражескую огневую точку накрыла и другую, которая убила маму с дочкой. Вот, не удалось бомбы ровно отвесить. И мы смотрим только на невинных жертв - на убитых мать и ребёнка - и спрашиваем: "Кто в этом виноват?"
Лётчик виноват? Ну... В самом первом приближении выходит, что так. А над ним командир, который тоже виноват. А над тем свой. А совсем сверху премьер-министр, генералиссимус, президент, канцлер, император.
Они все виноваты?
Да, так.
Нет, не так. Точнее _и_ так тоже - точнее целиться надо своей бомбой, приказы лучше отдавать, политику правильнее вести. Но не только это. Следование самому принципу меньшего зла виновато. И то ещё, что насилие - не конфетки.

А теперь снова вернёмся к комбатанту, насилие против которого вроде бы принципом меньшего зла оправдано. Теперь этого комбатанта не убило сразу. Теперь его завалило какими-то обломками, полуобожжённого, раненого, и он под завалами несколько дней страшно, мучительно умирал.

Ведь перебор же. Несмотря на то, что он был в форме, несмотря на то, что он был врагом - всё равно перебор. Нельзя такого и по отношению к врагу допускать. И вот, мы смотрим на него, мучительно умирающего, вторые, например сутки - и спрашиваем: "Кто виноват?"
Ну, тоже вроде всё как и в примерах выше. Немного тот, кто стрелял, немного тот, кто приказывал, немного тот, кто его в бой послал, немного он сам, да к тому же ещё и случайность вмешалась - никто ж не хотел, чтобы его так вот завалило.
Принцип меньшего зла виноват. Решение, что допустимо бороться злом против зла. И грехопадение, которое поставило перед человечеством такие вопросы.

Структуры типа армии, полиции, спецслужб - это те же бомбы.
Мы - мы, человечество - мы кидаем эти бомбы в плохих. Но они задевают и хороших. И некоторых плохих заваливают обломками куда круче, чем было необходимо, так что нам смотреть страшно, мы отворачиваемся. Да и ещё мы часто не согласны, кто и насколько плохой. Кого просто пристрелить допустимо, а кого можно и напалмом:(
Как я писал однажды: ...это драконы. Иногда они едят людей. И нет, нельзя сказать: "Они случайно. Они больше не будут." Они не случайно. Они будут. Они драконы.

(Разумеется, все приведённые выше соображения, не отменяют того, что иногда дело не столько в мире, и не столько в принципе. Иногда виноват вполне определённый человек, который совершил преступление корысти ради, например. Конечно, так тоже бывает.)

Что делать, чтобы этого не было.
Поскольку основная проблема в том, что мы живём в падшем мире, то выход из неё такой - нужно стремиться оказаться в мире непадшем.
И вижу два принципиально разных пути к этому.

Первый. Назову его чёрный путь. Изменить самого себя так, чтобы оказаться в состоянии в этом непадшем мире жить - и воззвать к Богу, чтобы он в этот непадший мир тебя поместил.

Второй. Назову его белый путь. Менять мир вокруг себя, улучшать его, делать так, чтобы он становился падшим всё в меньшей степени, так, чтобы когда-нибудь он падшим быть перестал. Я полагаю, что и тут в самом конце пути не обойтись без Бога - но возможно будет довольно только, чтобы Он благословил тот мир, который получился у людей.

Увы, на втором пути без меньшего зла и насилия, которое не конфетки, не обойтись:(
Tags: Меньшее Зло, Религия, Теодицея, Этика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Игра в "Расстрел Красной Сволочи" и мысли около

    В детстве отец играл со мной в "Расстрел Красной Сволочи". Да, эта игра у нас прямо именно так и называлась: "Расстрел Красной Сволочи". Я очень…

  • Дамаск взят

    Ну ничего себе. Дамаск взят. Я как-то прям шокирован. И вроде как нам это плюха, мы за Асада последовательно вписывались уже десять лет. С…

  • Про моё отношение к законам, как таковым

    Эпиграф: "Твоё мнение слишком мало значит, чтобы его скрывать." (с) Лота. По следам постов про Ютуб решил я написать о том, как отношусь к законам в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Игра в "Расстрел Красной Сволочи" и мысли около

    В детстве отец играл со мной в "Расстрел Красной Сволочи". Да, эта игра у нас прямо именно так и называлась: "Расстрел Красной Сволочи". Я очень…

  • Дамаск взят

    Ну ничего себе. Дамаск взят. Я как-то прям шокирован. И вроде как нам это плюха, мы за Асада последовательно вписывались уже десять лет. С…

  • Про моё отношение к законам, как таковым

    Эпиграф: "Твоё мнение слишком мало значит, чтобы его скрывать." (с) Лота. По следам постов про Ютуб решил я написать о том, как отношусь к законам в…