Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Category:

Калугин

Я сейчас послушал песню Сергея Калугина "Чёрная земля". Это памяти Егора Летова. Как-то она мне почти случайно попалась.

Причём послушал в двух вариантах - Сергей сам по себе и с группой. И как-то у меня снова ожило ощущение, которое я описывал года два назад.

Насколько - насколько же!!! - Калугин без группы звучит лучше, чем с группой.

Без группы - мощно, просто, сильно. Вот прям цепляет. Хочется дать послушать друзьям.
А с группой постоянное ощущение, что ребята долго думали - вот как бы нам ещё-то на уши встать? Это и вообще не очень, а уж в песне памяти Летова неуместно и вовсе до крайности.
И уже не хочется никому дать послушать, вместо этого испытываешь лёгкое чувство неловкости.

Дальше просто запощу тот свой текст - что я его заново пересказывать-то буду. Написано было в августе 18-го года.


"Я тут отдыхаю. К концу отпуска уже стали руки доходить до того, до чего давно собирался добраться и никак.
В частности, послушал Калугина с группой - новые их вещи.

Ну, что сказать. Это ужасно.

Точнее как - не то чтоб совсем ужасно. Всё-таки это Калугин. Испортить такой источник окончательно им всё же не удалось.
Но я-то сравниваю с его прежними вещами.

Ощущение... как поточнее описать-то... Словно нечто очень чистое и крутое стали улучшать и, улучшая, почти полностью испортили.
Причём я отлично понимаю - самому Сергею кажется, что всё наоборот, а часть публики (и я в том числе) не врубается.

Не-а.

Да, я совершенно не специалист в музыке и я не понимаю, не слышу, какие они там встроили примочки, приёмы, техники и как круто они всем этим владеют.
Я даже верю, что круто. Но это лишнее.

Ну, представьте, что вот я умею готовить жареную картошку (а я и правда умею). Очень хорошую, вкусную картошку (правда хорошую и вкусную).
Но вот что-то вступает мне в голову, что как-то это не клёво. Ну, да, вкусная, но всё же обычная жареная картошка, друзьям рассказать нечего. Надо её улучшить. И я начинаю её улучшать. Начинаю жарить не на подсолнечном масле, а на оливковом. А потом на вообще на льняном - сразу ж круче звучит - картошка на льняном масле. И льняное масло само офигенское, покупаю у фермера, который его.... Ну, понятно. Дальше два абзаца про офигенского фермера. А потом я решаю добавить в картошку кардамон. Клёвая же приправа - кардамон. Он у меня вообще самый лучший от мировых лидеров кардамоноделия. Или наоборот от друга Васи, который не лидер - но все понимающие люди знают - такого кардамона как у него больше нигде не сыскать.
И так далее. Мне просто лень дальше подробно описывать - там были бы ещё девять трав и семь приправ, переход от обычной сковородки на самую наикрутейшую, появление жёстких требований к картошке - обычная с базара уже не катит. И так далее.

Что получается в итоге. В итоге фигня получается. Основной вкус еле чувствуется. Кто-то из друзей (Князь, например) мне мягко об этом говорит, но я... Нет, я даже не обижаюсь - я же умный. Я просто с сожалением думаю, что не врубается Князь в тонкости вкуса кардамона и нюансы выбора сортов картошки. Ну, не разбирается, не понять ему всей офигенскости моей кулинарии, думает, бедняга, что круче раньше было, когда я жарил на чугунной сковородке картошку с базара. Ну, да ладно, ничего - есть же настоящие знатоки, которые врубаются - вон, мне вчера написали о том, как круто стало, когда я стал в льняное масло гречишный мёд подмешивать - вот же, понимают люди.

Это, кмк, вообще по-моему частая ошибка людей искусства. Они... как сказать-то. Они увлекаются. Начинают считать, что искусство это ценность сама по себе.

Вот да, корень по-моему именно в этом. На мой взгляд искусство нужно для того чтобы людей развлекать. В этом и его цель и его смысл. Могут быть и побочные цели - но основная - именно эта. Попытки отыскать в нём некие вечные надмирные ценности, говорить об искусстве ради искусства, а не ради презренной толпы, которая до него не доросла - опасная ловушка.
Искусство должно нравиться своему потребителю (я пытался найти другое слово - это казалось тут не подходящим - и понял вдруг, что кажется мне так ровно из-за отголосков того самого отношения к искусству как к чему-то сакральному. Нефига. Так что именно потребителю.)
Тут можно сказать: "А Дарья Донцова? А Радио Шансон?"
А что Дарья Донцова. А Дарья Донцова да, честно выполняет свою функцию. И Радио Шансон выполняет. Это пошло, ужасно? Но ведь людям же нравится - значит что-то в этом есть. Вычлените это что-то и вложите в своё - так, чтобы пошло и ужасно не было. У Высоцкого же получилось.

Вот и у Калугина так. Я помню, как слушал его концерт на Зиланте. "Король Ондатра", "Восхождение чёрной луны", "Туркестанский экспресс" - это было потрясающе.
Очень сильно, очень круто. Сильно и просто. Просто и мудро. Гитара и голос, мощнейшие тексты. Я мгновено это запомнил, записал, слушал, пенреслушивал и давал друзьям-знакомым - и они заценили. Это просто трудно было не заценить.

А теперь всё это со всех сторон обвешено какими-то позвякиваниями, побрякиваниями, подвываниями и прочим кардамоном. Каждое такое позвякивание скорее всего очень круто - но всё вместе это просто заметно ухудшает произведение.
От его новых вещей уже не прёт. Причём чувствуются, чувствуются же проблески - ясно, что это было бы круто, что Калугин никуда не делся - но вот все эти навороты заслоняют и растаскивают его. Alas!

А своих совсем ранних вещей типа "Белого плаща", "Баллады о покое", "Честный отче" он по-моему и вовсе стесняется.
Напрасно. В них было что-то очень настоящее, живое, чистое.
Очень может быть. что были и какие-то недостатки заметные профессионалу. Да пофиг. Это было круто вместе с недостатками.
Кстати, не одному Калугину это свойственно, увы. По-моему немало музыкантов, которые своих ранних вещей стесняются, считают их слабыми - а на новые, крутые, народ как-то не очень внимание обращает, просит на концертах старьё. Не врубаются, что ты будешь с ними делать, не понимают.

Калугин же просто вообще не рок-музыкант, если честно. Ему вовсе не нужна группа.
Он бард. Да, я понимаю, что зваться бардом как-то почти неприлично - ассоциации за собой это слово влечёт не самые лучшие и продвижению мешает. А группа это респектабельно.
Но что делать. Он бард. Возможно лучший из существовавших - в некотором роде круче и Высоцкого.
А в качестве рок-группы "Оргия Праведников" получилась так себе. Средненькая. Услышав то, что они делают сейчас, я бы записывать, переслушивать, делиться с друзьями-знакомыми не стал бы. Ну, группа как группа. Так, ничего себе.
Да-да, я не врубаюсь. Не понимаю ничего в музыке, что с меня взять."
Tags: Калугин, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments