Top.Mail.Ru
? ?
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Больдог
boldogg
boldogg
Про обслуживающий труд и снова немного феминизма
Читал ленту, попался пост Лоты про обслуживающий труд и вспомнилось по ассоциации.
Жаль будет, если затеряется, поэтому повешу у себя отдельным постом.
Кое-какие мои воспоминания о моментах жизни, повлиявших на формирование отношения к этому труду.


Мы с братом в детстве были изрядные поросята. Мама и работала, и готовила, и стирала, и убирала.
Сил и времени ей на всё это не хватало.
Пару раз она пыталась заставить нас с братом мыть пол хотя бы у себя в комнате.
Мы вроде даже согласились - но потом один забил, а второй, раз так, забил тоже - уже принципиально. А характер у мамы был слабый, заставить нас она не могла.
И в нашей комнате не мыли пол несколько лет. Года два так точно, а скорее всего больше.
И ничего. И норм.
У меня, кажется, именно от этого осталось ощущение, что вот этого всего (ну, не всего, но по крайней мере чего-то из всего) можно просто не делать - и ничего страшного.

Помню, уже когда работал, какой-то раз сидел в лаборантской с двумя коллегами, учительницами физики, и ещё одной женщиной - нашей лаборанткой. И вот что-то они меня пытались стыдить как раз насчёт того, что у меня в кабинете грязно. Я так-сяк отбивался и в какой-то момент Галина Евгеньевна - мощная женщина, похожая на рыжеволосую башню - возопила:

- Ну так что же можно тогда и вообще пол не мыть! Так что ли?!

- Мы с братом, - отвечаю я, - больше двух лет в комнате не мыли. И ничего.

Надо было видеть, как они на меня смотрели, когда осознали, что я это серьёзно. Как на человека, который между делом сообщил о нарушении некоего великого табу - и молния с неба его не разразила, и земля под ним не разверзлась.

Но, кстати, да, мне в этом смысле было легче - как раз потому что я мужчина, от мужчин в этом смысле ожидается вдесятеро меньше. Девушку в аналогичной ситуации эти дамы... ну, может и не съели бы, но хорошо понадкусали.


А вообще да, это вполне серьёзная тема. И - это, кстати, к вопросу о нашем недавнем круглом столе по феминизму, о котором я так пока написать и не собрался, зато собрался poiupredatel (вот тут его пост по следам оного круглого стола: https://poiupredatel.livejournal.com/19982.html ) - это то, о чём я там говорил.
Совершенно не все условно "классические" цели феминизма в полной мере достигнуты - несмотря на то, что законодательно всё уже практически норм.
Некоторые вещи не очень отрегулируешь законодательно. Они прошиты в культуре, в привычках, в стереотипах, в таких вот штуках, в том, что мама делает с девочкой и не очень делает с мальчиком, в том, насколько жёстко наседают старшие дамы на юношу со всем этим и насколько на девушку.
И именно на этом уровне их и следует редактировать.

И по-моему довольно ясно, как это делать. На данный момент да, считается, что заниматься всем вот этим поддерживающим - мытьём пола и чисткой ложек - в первую очередь дело женщин.
Первое важное, что следует сделать - просто это увидеть и признать.
"- Это так.
- А у мужчин...
- Йеп. Много своей хрени и у мужчин (*). Но вот это - это так? Да, так.
- Но...
- А вот если без "но", на уровне факта. Так это или нет? Да, так."


Второе. Признав, подумать правильно ли это. На мой взгляд нет. По крайней мере по умолчанию - нет. Потому что запросто может оказаться, что женщина и работает и зарабатывает - а ложки чистить всё равно должна именно она. Потому что принято так.
Соответственно, следует культурные нормы двигать, чтобы так становилось менее принято.
И в частности это можно делать вот просто так, как мы здесь это делаем. Постами в ЖЖ, разговорами в лаборантских и в комментах, "круглыми столами" по Скайпу, постами в ЖЖ. Книжку можно ещё написать.

Третье. Как-то вообще критически рассмотреть всю вот эту поддерживающую работу. Точно ли она нужна, вся ли нужна, настолько ли нужна.
В таком ли объёме.
Вот, я не знаю, наверное не у меня одного в детстве была такая мысль: "Зачем застилать кровать, если вечером её снова разбирать??"
Ну, так вот лет с 12-ти я кровать и не застилаю. И ничего, мир устоял:)

(*) На этом месте я вспомнил, как рассказывал Лоте о том, как провожал Медвежонка. Надо будет что ли как-то и об этом написать.

Tags: , , , , ,

510 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
From: (Anonymous) Date: April 9th, 2020 03:31 pm (UTC) (Link)

Кому нужнее, тот и делает.

Правильно это так: любые домашние дела делает тот член семьи, которого больше напрягает их несделанность. Можно договориться, подрядить на это другого, но в обмен на что-то. Подход совершенно гендерно-нейтральный.
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 03:35 pm (UTC) (Link)

Re: Кому нужнее, тот и делает.

Правильно, пожалуй, действительно... Ну, может быть и не совсем так, но примерно в эту сторону.
Во всяком случае это то, что должно как-то если не обсуждаться, то осознаваться, а не приниматься по умолчанию.
Когда как. - (Anonymous) - Expand
Нас много. - (Anonymous) - Expand
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 9th, 2020 03:36 pm (UTC) (Link)
Да не считается это так уже давно. Но женщины все равно больше занимаются домашними делами, потому что меньше на работе торчат. При этом я ни разу в жизни не видела мужчину, который бы не умел готовить или пуговицу пришить. А женщин - видела. Вот вам и "женские обязанности".

Но если не мыть полы два года - сидеть на них будет очень пыльно. Как-то я не готова к такому))
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 03:38 pm (UTC) (Link)
По-моему всё же считается - не настолько, насколько 30 лет назад (что, кстати, говорит о том, что эти нормы вполне поддаются мягкой корректировке).

Мы с братом были готовы:) Ну, пыльно. Под кроватями так очень пыльно - а так пол светлый пыли и не видно.
son_0f_morning From: son_0f_morning Date: April 9th, 2020 03:51 pm (UTC) (Link)
>> точно ли (эта поддерживающая работа) нужна
Нет.
Во всяком случае не в таком объёме, как делают женщины.


А "полы и посуду" в семье должен мыть тот у кого меньше других обязанностей (обычно тот, кто зарабатывает меньше), что тут сложного?
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 03:54 pm (UTC) (Link)
Я время от времени (на самом деле постоянно) читаю КМП.
И в довольно заметной доле историй есть про "я работаю, а он сидит играет в танки - при этом готовлю-убираю тоже я". Наоборот - не видел.
Так что сложного тут может и немного, но на практике пока скорее вот так. Этот стереотип есть и вполне себе действует.
used_against From: used_against Date: April 9th, 2020 04:00 pm (UTC) (Link)
До какой степени нужно не уважать себя, чтобы писать про "обслуживающий труд"... Любая феминистка - это по определению дно. Убогое, бесполезное дно.
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 04:17 pm (UTC) (Link)
Уф-ф:(

Совершенно не понимаю вашей логики.
Ну, ок, допустим вам такой термин кажется неудачным. Предложите другой. Явление-то есть.
И уж вот это "дно" - ну, фи же:(
tanina_solea From: tanina_solea Date: April 9th, 2020 04:01 pm (UTC) (Link)
Вот вымрут те поколения, для который вообще не вопрос, кто в доме полы должен мыть, и тогда, возможно, что-нибудь изменится. Не сразу. Нужно время, время, время, и много говорить про это. И делать что-то, конечно. Это примерно как с женщинами в "неженских" профессиях было, как с оплачиваемой работой для женщин вообще... ну, с этим, вроде бы, до сих проблемно, говорят.
Еще можно поднять вопрос одиночного воспитания ребенка (мать-одиночка - баба с прицепом, отец-одиночка - герой и мученик), примерно из того же дискурса.
А вообще, в наше время множество проблем из исходного поста решается технически (отсутствие окисляющихся столовых приборов, вещи из тканей, который не требуют глажки, посудомоечные машины, робот-пылесос и т.п.). Скорее всего, скоро разведутся кровати, которые сами складываются в стенку и убирать их не надо))))
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 04:18 pm (UTC) (Link)
Время - да. Такого рода вещи всерьёз меняются за довольно солидное время, кмк.
А технически - да, это тоже помогает, местами сильно снимает остроту проблемы.
poiupredatel From: poiupredatel Date: April 9th, 2020 04:19 pm (UTC) (Link)
Исходный пост судя по всему не место для дискуссий, так что напишу здесь.

Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.
Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.
Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.
─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.
Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман.
─ Тьфу! Какая стала я растеряха...
Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:
─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.
Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:
─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..
Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.


Е. Пермяк "Случай с кошельком" Второй класс, литература.

Думаю аналогия практический идеальная. "Не вздумай требовать похвалы, ты просто должен и всё". Абсолютно внегендерно, обратите внимание. Про стереотипы напишу отдельно, заодно и подведу итог беседе (и нашим разногласиям, мне кажется я нащупал суть).
boldogg From: boldogg Date: April 9th, 2020 04:20 pm (UTC) (Link)
Так о том и речь - что обязанностью считать, что нет.
Отдать кошелёк - да.
Чистить ложки - нет.