Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

После Альбигойки-2


Мысли после «Альбигойки».

«Разница в том, что мы правы, а вы – нет».
Симон де Монфор на игре.

«Он ловит нас не на то, что в нас есть плохого, а на то, что в нас есть хорошего».
Ольга Брилёва, ПТСР

Игра «Альбигойские войны» оказалась для меня неожиданно тяжёлой. Нет, я не о жаре и связанных с ней проблемах – тут-то как раз всё было хоть и тяжко, но ожидаемо. Я о самой игре.
Дело в том, что на ней я был довольно близок к тому состоянию, которое принято называть «переездом». Должен признаться: над рассказами о том, как кого на той или иной игре переехало, я привык посмеиваться – когда про себя, а когда и вслух. Я считал, что все эти переезды происходят от чрезмерной впечатлительности и склонности к кактусоедству и что было б желание, а уж чем переехаться найдётся. Не скажу, что я это мнение полностью изменил, но скорректировал изрядно.
Дело было в играемой мной роли. Франки на этой игре легко могли оказаться своего рода «тёмным блоком». К этому подталкивал распространённый стереотип: прекрасный и куртуазный Лангедок, на который чёрной тучей приходят крестоносцы, «убивают всех», грабят, жгут поля и ебут гусей. Можно было б играть так. И тогда никаких проблем бы не было – что я, орков не играл?
Но я не считал и не считаю Монфора орком. Кого угодно – но не его. Я не верю, что он шёл в этот поход просто пограбить. Он верил, искренне верил. И если относительно исторического Монфора моё мнение стоит крайне мало, то про Монфора игрового я могу говорить уверенно. Я хотел сыграть Симона, который верит в то, что его дело - правое. Нормального человека, не отморозка. Такого Симона я и сыграл. С этим и были связаны возникшие у меня проблемы.
Наиболее остро они встали передо мной после взятия Лавора (о такого рода игровых событиях я буду писать без кавычек).
Мне, игроку, было очень не по себе, когда Симон приказал забросать Гирауду камнями, и сам один из камней бросил. Очень не по себе, когда он посылал на костёр катаров. Когда он приказывал повесить Аймерика де Монреаля. Мне, игроку, было непонятно – да как же так можно? Как можно вот так запросто убивать? Ведь так нельзя! Уж с беззащитными женщинами, которые не держали в руках оружия – с ними-то точно нельзя! Однако было-то именно так. Было два пути – или признать Монфора негодяем, орком и успокоиться на этом, или понять, почему так было.
И, как мне кажется, я уловил причину этого диссонанса. Разница менталитетов. Мы сейчас относимся к убийству как к вещи почти или совершенно недопустимой. Жизнь человека считается высшей ценностью. А для Монфора жизнь высшей ценностью не была. Для него высшей и абсолютной ценностью было спасение души. Сейчас же это даже если декларируется верующим на словах, очень часто всё равно не входит в плоть и кровь, в подкорку, если угодно. Это остаётся абстракцией, теоретическими построениями. Для Симона же вера, спасение души, ад и рай, ангелы и черти – вещи совершенно реальные, не менее реальные, чем конь, меч или пролетающая мимо ворона.
И сейчас мы подходим к главному, как мне кажется, противоречию в менталитетах. К вопросу о том, одна ли Истина. Симон уверен, что одна. Что путь к спасению – один. Что только католическая вера есть вера истинная, та самая, которая ведёт по пути к спасению. Поэтому для него, отпадение от веры много хуже смерти. И, соответственно, еретик-проповедник много хуже какого-нибудь разбойника, режущего глотки на большой дороге. Разбойник губит тело, еретик посягает на душу. И если казнить разбойника можно и нужно, то казнить еретика можно и нужно стократ сильнее.
Мы же сейчас, по-моему, не считаем, что истина одна. Мне самому, например, очень трудно поверить, что человек искренне веровавший не в Христа, а как-то иначе не может спастись. Именно поэтому мне кажутся ужасными поступки Симона – в самом деле, как можно убивать из-за веры? Сжигать на костре женщину из-за каких-то там слов, идей? Женщина-то живая! Ей больно! А слова с идеями… Да фиг бы с ними! Какая, в конце концов, разница как она верит! Был бы человек хороший – а ведь эта сжигаемая женщина явно хороший человек и её жалко, жалко остро, пронзительно! Как можно так поступать?!
А вот можно. Если веришь так, как я описал выше.
Но тут в голову неминуемо приходит следующий вопрос – а кто прав? Я не слишком хорошо знаю, что по этому поводу думают христианские Церкви сейчас, пусть знающие лучше меня поправят – но, насколько я понимаю, утверждается, что Истина всё-таки одна. И вера истинная тоже одна. И спастись можно, только эту истинную веру исповедуя. Есть, кое-какие поблажки, если не ошибаюсь – католики признают возможность спасения для православных, но общий подход именно такой.
Если же не такой... Если признать, что главное – верить искренне и по вере поступать, быть хорошим человеком, а уж во что именно веришь – не важно... Тогда непонятно, зачем вообще приходил и был распят Христос. Непонятно, чем плохи какие-нибудь ацтеки, приносящие человеческие жертвы. Чем плохи викинги, живущие грабежом и ловящие младенцев на копья забавы ради – их вере это, насколько я понимаю, не противоречило, они вполне могли быть – и, я уверен, многие были! – хорошими людьми. А ещё на Гаити вера отличная есть. В общем, получается полная толерантность, мировоззрение вполне в духе нашего времени. Вот только у меня не получается считать это мировоззрение христианством.
Возвращаясь к Монфору – так может он христианин, но христианин плохой? Зачем убивать, если можно проповедовать? Это совсем другой, отдельный разговор. Игровой Монфор помнил, что бороться с еретиками можно не только мечом. Но ведь бороться не мечом пробовали и боролись так весьма долго, но относительно безуспешно. Собственно, и с разбойником режущим глотки на большой дороге можно бороться проповедью и это лучше меча. Однако если проповедь не подействовала к мечу всё же прибегают – и если так делают относительно разбойника, то почему же не действовать так же относительно еретика, который куда опаснее разбойника?
В итоге, я, кажется, понял Монфора в Лаворе. Для него та женщина была волком в овечьей шкуре. Без всяких шуток и скидок, именно и только так. Она была враг. И она была опасна, опасней десятка бойцов с мечами. И Симон, посылая её на костёр, был совершенно уверен в своей правоте, более того, он и был прав... Я чуть не написал в конце предыдущего предложения «по-своему». Но дело-то как раз в этом, в том, что сейчас мы говорим «прав по-своему», а Монфор знал, что он просто прав, а еретики просто неправы (см. первый эпиграф).
Но я, игрок, не мог окончательно согласиться с Монфором. Очень глубоко сидит во мне это, современное, «жизнь человека превыше всего», «и те правы, и эти правы» - да и не зря сидит. Как ни крути, но когда люди от этого отрекались, получались такие мясорубки, что волосы дыбом. С другой стороны – мы, такие вроде бы добрые, умные и толерантные мы получились из Монфора, мы стоим на его плечах, это его путь привёл к нам. Куда приведёт наш? Что-то мне последнее время иногда кажется, что ни к чему особо хорошему. Что-то мне последнее время иногда кажется, что чёрт поймал людей запада на какой-то очень хитрый крючок, использовав против нас стремление не к пороку, а к добродетели – вот только к добродетели без Бога. А так нельзя и добродетель эта уже начинает (пока ещё только начинает!) пованивать.
Может быть я неправ. Честное слово, очень хотелось бы ошибиться!
Tags: Альбигойка, Монфор, Религия
Subscribe

  • Бабки у подъезда и народ

    Сейчас часто приходится слышать, что вот-де, народ плохо вакцинируется, поскольку не доверяет власти. Такая, понимаете ли, у неё репутация.…

  • О доброй воле

    Не раз уже замечал - многих удивляет и, кажется, даже возмущает, когда я говорю о доброй воле, как о мотиве действий, мотиве принятия решений людей…

  • О подлости и осознанности

    Мне тут очень понравился один комментарий Молота. А также я нахожу удачным свой на него ответ. Так что запощу их тут, отдельным постом, дабы не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Бабки у подъезда и народ

    Сейчас часто приходится слышать, что вот-де, народ плохо вакцинируется, поскольку не доверяет власти. Такая, понимаете ли, у неё репутация.…

  • О доброй воле

    Не раз уже замечал - многих удивляет и, кажется, даже возмущает, когда я говорю о доброй воле, как о мотиве действий, мотиве принятия решений людей…

  • О подлости и осознанности

    Мне тут очень понравился один комментарий Молота. А также я нахожу удачным свой на него ответ. Так что запощу их тут, отдельным постом, дабы не…