Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Ещё про образование

Снова пост по мотивам комментария в чужом ЖЖ - у anairos на этот раз.


Есть один фундаментальный факт: все люди разные. По каким признакам ни возьми – одни далеко опережают средний уровень, другие до него категорически не дотягивают.

А вот что с этим фактом делать – существуют две принципиально различные школы мысли.

Одну можно назвать прагматической. Для неё человек – винтик общества, инструмент для выполнения задач. Последователям этой школы очевидно, что все различия между людьми нужно как можно раньше подмечать и развивать, чтобы неравенство становилось всё более и более явным и выраженным.

Если кто выше среднего уровня – его следует тянуть ещё выше, чтобы он сделался настоящим супером в своей области, и натаскивать на решение тех задач, которые ему даются лучше всего. Если кто ниже среднего уровня – о нём можно вообще забыть: кому он нужен, неудачник, его к делу не приставишь.

«Зачем будущему кочегару изучать в школе иностранные языки и высшую математику? Они ему не пригодятся, он их и не поймёт. Пусть умеет читать, писать и считать, и хватит с него».

В пределе так получается кастовое общество, причём не как в Индии, а скорее как у термитов. Каждый индивид приспособлен выполнять определённую работу, решать свой круг задач, и не может делать ничего другого. Да ему и неинтересно.

Другую школу можно назвать идеалистической. Для неё человек – не средство, а цель. Не инструмент, а самостоятельная ценность. Экономика существует ради людей, а не наоборот.

Последователи этой школы полагают, что всех людей следует тянуть к максимально высокому уровню, на который они способны. Постепенно этот уровень будет повышаться для всего общества.

Пусть у нас будут кочегары, умеющие писать стихи и знающие, что такое теорема Ферма. Общество, построенное по этому принципу, даст им не только работу, но и возможность самореализоваться в свободное от работы время.



Так вот тут по-моему есть важный вопрос - а тянуть к максимально высокому уровню - как именно?

Вспоминается:

"- А что тогда ты считаешь правильным?
- Что правильно... - Слава посмотрел в окно. - Взять мир за горло.
Швырнуть на колени, чтобы каждый понял свое место. И погнать вперед, к
счастью. Пинками.
Скицын молчал, глядя на него. Тихо сказал:
- Ты ведешь себя так, словно на днях тебе явился ангел. И возвестил,
что Господь уходит в отпуск, и поручает тебе присматривать за
человечеством.
- Если даже и так, что в этом трагичного?
- Ничего. Просто учти, что пинки придется отвешивать и по моей
внушительной заднице. Мне очень не нравится, когда меня ведут к светлому
будущему.
Визитер кивнул:
- Это меня и смущает. "Что такое счастье - каждый из них понимал
по-своему..."

Вот так?
Или помягче, но в целом всё же так, то есть силой?

Собственно, в процитированном посте об этом тоже есть: "Именно так мы постепенно и превратились из голых обезьян в хозяев планеты. Человек очень мало изменился за триста тысяч лет, человечество же преобразилось до неузнаваемости. Произошло это только за счёт того, что мы способны инсталлировать опыт поколений в сжатом виде в головы очередной юной смены. Даже если эта юная смена превращаться из обезьяны в человека очень не хочет и изо всех сил этому сопротивляется."

Но всё же. По-моему если даже говорить о том подхоже к образованию, которую anairos называет идеалистической есть вот эта неприятная проблема.
Причём именно в нём она стоит по-моему особенно остро - ну, если уж наша цель человек, то кажется довольно правильным желания как раз человека и учитывать.

И вот не хочет человек учиться.
Что тогда?
Обычный ответ от "идеалистов" звучит примерно так: "А надо его увлечь! Заинтересовать! Ведь учиться, узнавать новое - это так замечательно! Каждый ребёнок талантлив! Нужно просто найти к нему подход! Вот у нас был такой физик, что у него... Ах вы не можете? Что ж вы тогда за педагог? Да гнать вас взашей!"


Я даже не буду писать о том, какие проблемы с таким подходом возникают - по-моему это довольно ясно.
На мой взгляд важнее вот что - а как на самом-то деле надо отвечать? Вот, не хочет Ваня изучать тригонометрию. И Антон не хочет. Увлечь их и заинтересовать у меня не вышло. Что делать? Заставлять силой? Но если мы ориентируемся на человека, то как-то не очень правильно силой этого человека заставлять (хотя кто-то может быть скажет, что и правильно). А ведь по сути дела школа в её нынешнем виде учиться в том числе заставляет - то есть, кто хочет добровольно - то отлично. Но кто нет - будут давить.
И это...
Вот я рассказывал пару раз уже эту историю.
7-ой класс. Геометрия. Сидит у меня на уроке на первой парте в ряду у окна девочка Таня. Сидит и плачет. Я спрашиваю: "Таня, что такое, что случилось?" А задание было доказать какую-то теорему, которую я им задал на дом. Таня мне отвечает: "Я забыла какая там буква!" - и плачет ещё сильнее.
Таня отличница. Она всегда была отличницей - но отличницей специфического типа - не особо талантливая, но очень усердная и упорная. Слушать внимательно, выучить, сделать по алгоритму - не вопрос. Но вот что-то хорошо понять - с этим хуже. Не то чтобы совсем плохо - но хуже.
И вот, говоря с ней, я выяснил вот что.
Доказательство теоремы она не поняла. а поскольку на уроке доказывать будет надо - а Таня не тот человек, который может на это плюнуть, всегда было пять и должно быть пять - Таня стала учить доказательство из учебника наизусть. Как стихи. И выучила. Но вот - когда в классе доказывала в середине что-то забыла, сбилась и всё, дальше не помнит. Паника, сейчас ей поставят два.
Ну, ок, может быть это я виноват, как учитель. Я не смог донести до ребёнка смысл доказательства, не смог объяснить и т. п. Ок. Но вот не нашлось у общества никого лучше, чтобы учить Таню геометрии. А заставлять её учить оно всё же заставляет. И в итоге сидит ребёнок и плачет, ему плохо. Точно ли так надо?
А главное (вот этого уже в официальной идеалистической - а официальная у нас сейчас именно идеалистическая - педагогике вслух говорить нельзя) - ну, неважные у Тани способности к геометрии. Не то чтобы совсем плохие - но очень так себе. Чтобы её действительно научить эти теоремы доказывать нужно очень сильно вложиться - и ей самой, и обществу. Силы. время, деньги, нервы. Вот это точно необходимо?
А ведь это ещё в некотором смысле идеальный случай - Таня не просто не сопротивляется попыткам её научить, а всеми силами сотрудничает.
А в том же классе учится Саша - он не сотрудничает, а сопротивляется. С ним как?
В общем, по-моему даже говоря о подходе "человек - это цель" вариант "хочет человек, может - учится, а не хочет, не может - не заставляем" есть свои плюсы, просто общегуманистические, если можно так выразиться.


Совсем грубо говоря - не даётся человеку та же геометрия, не нравится, не интересна, не хочет он с ней разбираться - так и отстать от него с этой геометрией. Пусть занимается тем, чем нравится, тем, что получается.
Кстати, чуть ли не после того случая с Таней я ввёл у себя на уроках такое правило: если на соответствующей самостоятельной ученик претендует на "5" он теоремы доказывает. А на "4" достаточно знать формулировки.
По формальной методике это, конечно, не правильно.
Но я делаю так.
Tags: Образование, Школа
Subscribe

  • Вакцинация в Голландии

    Довольно редкий случай для моего ЖЖ - просто перепост чужого текста. Одна знакомая, живущая в Голландии написала, как идёт вакцинация там. Мне этот…

  • 9 мая.

    Хочется что-нибудь написать к празднику. Но я понял, что не придумаю сейчас ничего лучше того, что ровно год назад написал. Так что я снова перепощу…

  • О способе критики

    Я сейчас помаленьку расставляю у себя в ЖЖ теги с самого начала. Расставил уже с 2007 до 2017-го года. Как раз примерно с 16-17-го пошло самое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 285 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вакцинация в Голландии

    Довольно редкий случай для моего ЖЖ - просто перепост чужого текста. Одна знакомая, живущая в Голландии написала, как идёт вакцинация там. Мне этот…

  • 9 мая.

    Хочется что-нибудь написать к празднику. Но я понял, что не придумаю сейчас ничего лучше того, что ровно год назад написал. Так что я снова перепощу…

  • О способе критики

    Я сейчас помаленьку расставляю у себя в ЖЖ теги с самого начала. Расставил уже с 2007 до 2017-го года. Как раз примерно с 16-17-го пошло самое…