Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Category:

Что изменилось в школе за последние 10 лет.

Довольно давно уже собирался написать о том, что изменилось в школе за последние 10 лет.
И вот, дособрался-таки.
(Уточнение, написанное после того, как я закончил пост. Видимо будут две части. Это - первая. Написал не про всё, а и так уже много получилось.)

Сразу замечу - десять лет назад я работал уже в Москве.
Так что поправку на "это Москва" можно не делать - и десть лет назад это тоже была Москва.
С другой стороны, своими глазами эти десять лет я наблюдаю именно московские школы - может быть в других регионах что-то из того, о чём я пишу, слабее выражено или вообще ещё не докатилось.

И ещё одно предуведомление. Я не претендую на глубокий анализ, на полный охват и т. п. Пишу о том, что со своего места вижу своими глазами. Но уж что вижу - то вижу.


Первое, что я сразу вспоминаю, думая о переменах в школе за эти десять лет - это журналы.
Десять лет назад журналы были бумажные. Такие же, как тогда, когда я ещё сам в школе учился (подозреваю, что и ещё раньше, в СССР они были такими же).
Теперь журналы электронные.
Вот любопытно - для меня это изменение уже такое очевидное - а ведь может быть кто-то и до сих пор не знает. Ну, нет детей, не имел особо дел со школой это десятилетие.
Электронные журналы - это. вообще, совершенно потрясающе.
Я вот сейчас как-то живо очень вспомнил, как мы с бумажными маялись. (А было-то это! Несчастных лет шесть назад - а сейчас вспоминаешь, и сам себе еле веришь - ощущение, как будто кто-то другой это рассказывает о временах... ну, может не сразу после смуты Ярополка, но вот где-то вскоре после.)
Итак, бумажные журналы.
Начало года. Нормального расписания, конечно, нет. Перебиваемся временным, составленным на неделю - и хорошо если на неделю, а не только на завтра. Соответственно, журналы не заполняются - да их ещё и просто нет физически, не выдали, не начали - не знаю, но факт, что их нет.
Тянулось это когда как - когда до конца сентября, когда до середины октября, а по-моему раз мало что не до конца первой четверти.
И вот - торжественный момент! - на совещании в среду Ольга Васильевна объявляет, что есть журналы и что надо их заполнить. К пятнице, не позже.
Что тут начинается.
Мне надо заполнить журналы 10А, 10Б, 9А.
Спрашиваю в учительской:
- У кого журнал 10А?
- Не знаю, сама ищу.
- Сейчас он, кажется, у Елены Георгиевны.
- Нет, у Елены Георгиевне его нет, она отдала физкультурникам.
- Нет, физкультурники сейчас на соревнованиях, зал закрыт, наверное он сейчас у иностранцев (на сам деле он всё-таки был у физкультурников - они уехали на соревнования и закрыли журнал в зале). Иду к иностранцам - там журнала 10А нет, зато там есть журнал 10Б, но они мне его не отдадут, сами заполняют. Причём там же группы, так что прямо сейчас заполняет Диана Владимировна, а после неё уже заняла Татьяна Павловна. Нахожу Татьяну Павловну, прошу, как она заполнит, отдать мне - но нет, она не может, она уже обещала Екатерине Андреевне, географичке.
И так далее!
А мне, между прочим, заполнять дофига - алгебра + геометрия это 6 часов в неделю, а у меня бывало ещё, что я и физику вёл в том же классе, то есть + 2 физики, 8 часов.

А ещё отдельная тема - ошибки в журнале. В нём же ошибаться нельзя. И если всё же ошибся, то исправлять нельзя - вернее можно, но надо оформлять исправление официально, заверять его подписью завуча - и это ещё ладно, если исправление мелкое. Но всякое же бывает. Другой раз кто-то не на своей странице писать начнёт или ещё что, что вот так легко не поправишь.
И вообще официально исправлять - это плохо, начальство по головке не погладит. (В этом случае шли к Таисии Фёдоровне. О Таисии Фёдоровне шла молва, что она умеет настолько аккуратно подчищать в журнале, что вообще не заметны исправления.)
А ещё же есть выпускные классы, где всё особо строго! И выпускные классы, где есть медалисты! И сами эти медалисты!
В общем, бывало что где-нибудь в апреле выяснялось, что журнал 11А нужно переписать. То есть весь, с начала до конца, все предметы. Какая-то там такая ошибка оказалась, что её не исправишь иначе как переписав журнал полностью. Ну, и что же - садились и переписывали. И хорошо, если никто нигде не ошибался уже при переписывании - особенно из тех, кто переписывал в числе последних!
Кстати, эти переписывания журналов были... Ну, нет, не чем-то обычным. Это был форс-мажор. Но такой... Обычный форсмажор, если можно так сказать."Бывает."

Б-р-р-р-р.... Вот, вспомнил сейчас - ажно заколдобился:))
Насколько же, НАСКОЛЬКО, стало лучше с электронным журналом. Который не надо искать, в котором можно исправить и т. д. и т. п. Очень, просто очень это упростило жизнь.
Хотя тоже - кому как.
Когда только-только их ввели, у нас была по крайней мере одна учительница, которая не могла электронный журнал заполнять. Совсем пожилая (она чуть ли не больше 50 лет работала в этой школе - мне как-то показывали её... вот не помню, какой-то её первый рабочий документ где она ещё комсомолка и вообще чуть ли не выпускница рабфака какого-то. А, даже помню, как и когда показывали, кажется - это у неё юбилей был) - ну, не умела она с компом. Но нашёлся выход - она договорилась с одной из молодых коллег, которая заполняла за неё. Таисия Фёдоровна приносила ей свой, бумажный, а Алёна Александровна перебивала в электронный.



Ха, журналы! Электронные!
Я вообще не с того начал.
Не было интернета. Блин, сейчас вот это просто вообще трудно себе представить. А ведь не было.
Ну, то есть как - был, конечно. В кабинете информатики, в канцелярии. Может у кого из учителей, кто сам себе его как-нибудь организовывал. Принёс свой ноут, воткнул этот флэшкообразынй модемчик - помните, наверное, некоторое время они были популярны.
Да ладно интернет.
Я вот сейчас пытаюсь вспомнить - а компьютер-то вообще был?
Ведь не было, кажется.
Точно. Не было.
Первый мой рабочий, в смысле казённый комп - это тот самый выданный ноут и есть. Когда электронный журнал ввели в обязательном порядке, тогда нам ноуты и выдали.
И было это... Так, вот чтобы не соврать... 14 год, кажется. Если и ошибся, то не намного - может 13-ый, может 15-ый. (Помню, я тогда изрядно офигел. Что?? На работе? Выдают ноут? Ничего себе!)
В общем, как-то я даже с трудом представляю, как мы работали-то. Как в пещере, чес-слово)



Ещё - появление электронных досок в массовом порядке. Это я даже совершенно точно помню, когда было - я об этом тогда пост писал. (Полезная штука - ЖЖ).
Вот: Доска.
Кстати, за минувшие два года я к ней уже тоже здорово привык. Как-то с трудом представляю себе, как без неё обходился. С этим вот мелом, меловыми тряпками, руками постоянно в этом меле... Фу! Быстро привыкаешь к хорошему:)



Ещё значимое изменение, которое я тоже могу датировать точно.
Правда это не совсем школа...
С другой стороны - сдача итогового экзамена за школу всё же имеет к ней некоторое отношение.
Изменения в ЕГЭ.
Десять лет назад на ЕГЭ было можно списать. Причём довольно легко. Реальные варианты текущего года появлялись в интернете за пару дней до экзамена - и это действительно были реальные варианты текущего года. Так что очень многие приходили на экзамен уже с ответами и по крайней мере за ту часть, где не записывается решение, а нужен только ответ, баллы получали. Двоек практически не было. посмотреть статистику - с тех пор существенно хуже стали дети математику сдавать! Кошмар, отупение нации, Россия гибнет. Нет. Просто сдавать стали честно.
И случилось это в 2014 году.
Вот что я писал об этом в 2014 году:
Похоже в этом году кто-то крупный в лесу сдох. ГИА провели реально честно. Вот реально - без ответов и без списываний.
В этом году двух человек мы из 9-го класса выпускаем без аттестата. Они получили двойки и по русскому, и по математике.
Первый раз такое вижу.

А вот что в 2015: Сегодня ЕГЭ по русскому был.
Я очень ждал этого момента - было интересно, честный ЕГЭ в прошлом году это случайность, сбой или всё-таки новая политика такая.
Так вот, похоже всё же новая политика. Дети говорят в этот раз снова всё было честно. Процедура соблюдалась, ответов не было.

И с тех пор примерно так оно и продолжается - процедура стала даже строже - причём не формально, а фактически строже.
Вообще, поразительно, конечно, это. Я отлично помню, как мы, учителя, стояли в коридоре, разговаривали о том, что вот же, что можно же приложить усилия, сделать ЕГЭ честным и вот тогда... Но, конечно, этого не сделают - да и можно ли это сделать, даже пожелав того? Протечёт же не оттуда так отсюда...
А вот же. Сделали.


<
Ещё изменение.
Тоже примерно в 13 - 15 годах как-то довольно резко перестали собирать с родителей детей деньги на нужды школы.
Вот опять же - скажи кто об этом за два года до - никто б не поверил. Сбор денег на шторы, на мебель, на ремонт, на то, на сё - это была совершеннейшая норма. Как классный руководитель с родителями поработает - такой у него кабинет и будет. А начальство любит, чтобы кабинет был приличный. И умеет говорить так: "Поработайте с родителями!", "Не умеете работать с родителями!"

А года в как раз в 13 - 15 вдруг оказалось, что всё, что так больше нельзя. Причём не нельзя, но можно, а нельзя и НЕЛЬЗЯ. Реально. Фактически. Вплоть до.
Слегка ошарашенные классные руководители (какое счастье. что я никогда классом не руководил!) спрашивали - а, мол, как же тогда? Всё будет сделано за счёт школы - тогда, насколько помню, речь шла о летнем ремонте.
И всё действительно сделали за счёт школы. И вообще без участия учителей и родителей. Так с тех пор и идёт.
То же самое, кстати, со всяким мелким ремонтом.
Раньше нормально было так: "Нужно починить шкафы. Я позвоню папе Дениса, там такой папа - он за вечер нам и шкафы починит и раковину." Приходит папа Дениса и чинит - и шкафы, и раковину. И ещё замок барахлил, и одна розетка не работала.
Теперь это делается так: "Пишите заявку рабочему. Он сделает." Пишешь заявку - и рабочий делает. В школе есть рабочий! Реально есть, он физически существует и выполняет заявки. И это не охранник дядя Витя, который вечером, когда в школе пусто, ещё и за рабочего - а прям настоящий отдельный рабочий. Более того! Кажется. он даже не один.
А за попытки пригласить папу Дениса теперь не похвалят ("вот же, Елена Александровна умеет работать с родителями!"), а дадут по шапке.
А уж за попытку купить за счёт родителей парты... Нет, всё, теперь так совсем нельзя.
/lj-cut>


Ещё похожая вещь произошла с уборкой.
Раньше... Да - по-моему тут важно снова отметить: под "раньше" тут понимаются не времена при Александре Втором «Освободителе», и не времена при Александре Третьем «Миротворце» и даже не времена при Керенском, Сталине, Брежневе, Горбачёве или Ельцине - а то что было 10 (десять!) лет назад.
Так вот раньше уборщица в школе вроде как тоже была. Но была она как-то скорее номинально.
В классах убирались сами дети. На каждый день назначались дежурные - два мальчика и две девочки обычно. И они убирались в классе после завершения учебного дня. А учитель должен был при сём присутствовать и их контролировать.
Как же я терпеть этого не мог!
У меня же ещё не было своего класса (не в смысле кабинета, кабинет как раз был, а в смысле класса, которым я бы руководил).
Поэтому убираться ко мне ходили дети из другого класса, у которых был, вообще-то, свой кабинет - но вот им ещё и мой всучили в нагрузку. Что, конечно, сказывалось на их отношении к этой деятельности. А мне нужно было как-то всё же проследить, чтобы они порядок навели. А дети разные - одни худо-бедно сами делают, а других надо как-то заставлять - а как? Это же не учёба. За это им не поставят двойку. Да и вообще они вроде как и не очень должны - и об этом регулярно поминают.
Ну, справлялся, в итоге кое-как.
Так вот это всё тоже кончилось.
Теперь в классе убирает уборщица.
Кстати! А вот с началкой интересно. В началке, поскольку дети мелкие и сами убирать ещё не могут, родители скидывались и нанимали уборщицу. Ну, грубо говоря, по 50 рублей с ребёнка, значит 1000+ от класса, на этаже допустим 12 кабинетов началки - и вот нанимается уборщица, которая за 12 тысяч в месяц эти 12 кабинетов моет.
Ровно из-за этого в 14-м году слетела директор школы в которой тогда работал. Какая-то из родительниц началки пожаловалась на этот сбор денег - и на жалобу отреагировали. Уж не знаю, может это был просто повод - но повод был такой. И сейчас, шесть лет спустя, я думаю, что может и не повод - иначе её бы сняли, а практика такая продолжилась. А практика не продолжилась. Может просто вот именно она (наша директор) попала под эту новую метлу и оказалась таким, своего рода отрицательным примером, что "нет, теперь правда нельзя, серьёзно!"



Ещё стало существенно лучше с материальным оснащением физики, химии, биологии. Было (это Москва) просто жесть что. Оборудование в физике - рухлядь. Старое, советское, что сумели сохранить. А что было с реактивами в химии я даже рассказывать не стану - мне коллега учительница химии, принявшая кабинет, говорила чуть ли не шёпотом, что она там нашла по полкам и в сейфе. То, что там было, она даже утилизировать законным путём не могла, поскольку формально его там не было и быть не могло уже пару десятилетий как. Но ничего не выкидывали, не списывали - видимо в том числе из соображений "а где потом возьмёшь".
Теперь с этим стало существенно лучше. Оборудование стали закупать так, вполне буднично.



Ещё принтеры появились в школе - общественные принтеры, а не купленные учителями на свои деньги (или не на свои, а на деньги родителей класса).
А потом стали ещё и бумагу к принтерам выдавать.
А потом ещё и выдавать столько, что стало хватать.
В позапрошлом что ли году я был вообще поражён - выдали тетради. То есть тонкие тетради для контрольных работ.
Обычно в начале года учитель говорил так: "Дети, завтра принесите по две тонкие тетради вв клетку - для контрольных работ по алгебре и по геометрии". А потом месяц ждал, пока, наконец, все принесут.
А теперь их просто выдаёт школа - вот сразу коробку этих тетрадей. А можно и две коробки. Так что теперь я даже листочки раздаю централизованно - между прочим это довольно удобно.
Мало того - сейчас нельзя даже собирать деньги на всякие тетради на печатной основе, книжки для подготовки к экзаменам и т. п.
Если надо - нужно писать заявку. школа закупит. Правда вот это как раз ещё работает так себе - но это и введено было года два что ли как - так что может быть отладится постепенно.



Ещё... Вот тут я ориентируюсь на слухи, но слухи таковы: перестали брать деньги за то, что ребёнка возьмут в первый класс, а раньше была такая практика. Но вот примерно тогда же - 14-15 год - она и прекратилась.



Ещё - в школе появились психологи.
То есть они вроде как и раньше были.
Но именно что вроде как "совмещено с библиотекарем".
А теперь - целая психологическая служба.



Ещё - деление старших классов на группы на профильных предметах.
То есть - если класс физико-математический, то на математике и на физике он делится на две группы.
Вот это как раз совершенно напрямую касается меня - я последние года в таких классах и работал.
И на практике это для меня значит вот что: теперь у меня на уроке на 20+ человек, а 10+. За ту же зарплату.
Это, конечно, просто _очень_ круто.



А, ещё мелкое изменение... Хотя, не такое уж и мелкое - это как раз то, что прям непосредственно, практически каждого работающего или учащегося в школе затрагивает.
Четверти и модули.
Раньше учились по четвертям. Один учебный год - четыре четверти - ну, все знают, все так и учились, полагаю.
А теперь предлагается такой выбор - или четверти. по старому, или модульная система. Год делится на шесть модулей. Каждый модуль - пять недель, потом шестая - каникулы.
Мне так больше нравится. Четверть длинная, а даже в первую неделю модуля его завершение как-то уже видно. Пять недель, всего-то.
Видимо нравится так не только мне - в основном эту систему и выбирают. (Выбирают в основном родители, насколько я понимаю.)



Всё то время, которое я работаю в школе, мне удавалось увиливать от классного руководства. Просто учить - и то удовольствие то ещё, а ещё и классом руководить - как по мне, то это просто жесть.
И я всеми силами отказывался, отбивался и в итоге так ни разу мне его и не навязали.
Так вот последние годы отбиваться стало существенно проще. Можно даже сказать, я перестал отбиваться вовсе, поскольку перестали навязывать.
И основная причина по-моему довольно проста - за классное руководство стали платить. То есть. за него и раньше платили, конечно. Но раньше там были каике-то довольно смешные деньги - две что ли, три тысячи. А сейчас 25 тысяч. Соответственно, браться за это стали охотнее. Особенно люди которые и так классами руководили, привыкли уже. А тут раз - за это ещё и платить стали нормально. В прошлом году одна из моих коллег руководила двумя классами. в смысле одновременно двумя. Причём классами одиннадцатыми. выпускными - а с выпускными всю мороку классного руководителя надо ещё на полтора умножить.
И тем не менее - руководила двумя классами - и вполне успешно.
В общем, желающих на это дело стало найти проще и тех, кто не хочет заставлять стали меньше. Ну, по крайней мере насколько я могу судить.


Что-то как-то много у меня получилось:)
Ну, ладно, почему бы и нет.

Кстати, мне вот что любопытно. Кто имеет отношение школам - особенно к тем, что не в Москве. А как там с теми переменами, которые я перечислил? Есть, нет, такие же, меньшие, вообще другие?
Напишите, если не лениво. Мне в самом деле интересно.
Tags: Школа
Subscribe

  • Свобода, понимаете ли, слова!

    Только что в новостях Яндекса: "Андрея Илларионова уволили из Института Катона после поста о захвате Капитолия". Тут Больдог идёт на кухню. Берёт…

  • Ещё про просвещение...

    ...в продолжение предыдущего поста. Очень хорошая формулировка от __gastrit: ...вся т.н. "просветительская" деятельность есть на деле…

  • Свобода слова и соцсети

    Редко в чём-то соглашаюсь с Мессалой на в данном случае он на мой взгляд практически полностью прав. Мне представляется, что для борьбы с цензурой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 508 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Свобода, понимаете ли, слова!

    Только что в новостях Яндекса: "Андрея Илларионова уволили из Института Катона после поста о захвате Капитолия". Тут Больдог идёт на кухню. Берёт…

  • Ещё про просвещение...

    ...в продолжение предыдущего поста. Очень хорошая формулировка от __gastrit: ...вся т.н. "просветительская" деятельность есть на деле…

  • Свобода слова и соцсети

    Редко в чём-то соглашаюсь с Мессалой на в данном случае он на мой взгляд практически полностью прав. Мне представляется, что для борьбы с цензурой…