? ?
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Больдог
boldogg
boldogg
Конеспирология-3 и Пушкин
Пришёл в голову ещё один интересный пример.
Случай, когда теория сначала является конспирологической, потом становится официальной, а потом постепенно снова дрейфует в сторону конспирологической.

Гибель Пушкина. Насколько я понимаю, в советское время практически официально считалось, что Пушкина убили то ли по прямому приказу Николая, то ли по не вполне прямому.

"Подошла группа туристов. Я направился к выходу. Вслед доносилось:
- История культуры не знает события, равного по трагизму… Самодержавие рукой великосветского шкоды…"

И это ведь рассказывает туристам не чудак у метро, экскурсовод в Пушкинских Горах, в государственном музее Пушкина. А время советское, идейный контроль на высоте, экскурсовод вряд ли совсем отсебятину несёт.

Кстати, а вот любопытно. Я уже советской школы почти не застал, мне в 91-м году было девять лет.
А вот те, кто меня постарше. Особенно те, кто учился ещё до перестройки.
Если не лень, расскажите хоть в двух словах - как в советских школах об этом рассказывали? Вот так, в виде установленного факта "самодержавие гения истребило"? Или давали разные версии? Или как?

При этом до революции, насколько я понимаю, эта версия существовала, но была конспирологической. Её автор - насколько тут можно говорить об авторстве - чуть ли не Герцен.
И сейчас она... вполне конспирологической ещё не стала, поскольку очень велика советская инерция, да и те причины, по которым она существовала в царское время никуда не делись. Прогрессивно мыслящим людям такие версии нравятся.

(Сразу вспомнился Быков:)
"Пушкина убили, Лермонтова убили - да и я вот тоже себя что-то неважно чувствую!")

Но официальной сейчас эта версия уже не является по-моему - либо постепенно являться перестаёт.


И, просто любопытства ради, запилю даже опрос.

Как по вашему, версия, что Пушкина убили по более или менее прямому приказу царя - это конспирология или нет?

Конспирология чистой воды.
75(56.8%)
Скорее конспирология.
26(19.7%)
Скорее нет. Версия маловероятная, но не так чтобы прям конспирология.
18(13.6%)
Это не конспирология, а совершенно респектабельная версия, весьма вероятно,что так и было.
0(0.0%)
Никакая не конспирология. Совершенно ясно, что было именно так, есть огромное количество доказательств.
0(0.0%)
Просто результаты посмотреть
13(9.8%)

Tags: , ,

192 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]
orangtua From: orangtua Date: June 24th, 2021 08:32 am (UTC) (Link)
В советское время никто эту чушь не впаривал. Даже пушкиноведы которые свои опусы десятитомниками клепали. Вы путаете. Подобные версии в СССР про Лермонтова распускали.

Edited at 2021-06-24 08:32 am (UTC)
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 08:44 am (UTC) (Link)
А вы застали советское время?
govorilkin From: govorilkin Date: June 24th, 2021 08:40 am (UTC) (Link)
кроме того, что Сашок, как истинный нигер, жить не мог без рэпа и перестрелок, в которые ввязывался по поводу и без, он приобрел множество недоброжелателей

царь мог и не прямо воздействовать, а просто высказать неодобрение, что нужными руками могли подхватить и распространить, хотя именно по царб вероятность чуть выше заговора массонских жидорептилоидов
bull_i_gan From: bull_i_gan Date: June 24th, 2021 10:14 am (UTC) (Link)
4 президента США с вами не согласны.

«Дамы и господа! Само понятие «секретность» противоречит свободному и открытому обществу. Мы, по своей природе и исторически, - народ, противостоявший секретным обществам, тайным орденам и закрытым собраниям. По всему миру нам противостоит монолитный, безжалостный заговор, который тайными средствами расширяет свою сферу влияния, просачиваясь вместо вторжения, свергая власть вместо выбора, и запугивая вместо свободы. И эта система, мобилизовав многие человеческие и материальные ресурсы, построила крепкую высокоэффективную машину, которая осуществляет военные, дипломатические, разведывательные, экономические, научные и политические операции. Их подготовка держится в тайне, их ошибки скрываются а не оглашаются, она молчаливо наступает, не считаясь с расходами и слухами, не разглашая секретов. Поэтому в древних Афинах был закон, который запрещал гражданам избегать общественной полемики. Я прошу Вашей помощи в важном деле информирования и предупреждения народа Америки. Уверен, что с вашей помощью люди станут такими, какими они рождены, свободными и независимыми"
Джон Кеннеди – президент США
(убит в Далласе 22 ноября 1963 года через несколько дней после этой речи)

«Власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры, когда идет война. Она более деспотична, чем монархия, более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия».
Абрахам Линкольн – президент США
(убит 14 апреля 1865 года через 41 день после своего выступления)

«Тот, кто контролирует денежную массу любой страны, является полным властелином ее промышленности и торговли… А когда вы поймете, как просто вся экономическая система так или иначе контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не понадобится объяснять, где причины депрессий и инфляций».
Джеймс Гарфилд – президент США
(погиб в результате покушения 2 июля 1881 года через 2 недели после этого заявления)

Уильям Мак-Кинли стал четвертым (третьим хронологически) застреленным президентом США.

Стараясь взять реванш, банкиры «оплатили» создание в США новой политической идеи: неограниченной эмиссии серебряной монеты. Представителей фермерства убедили, что их бедственное положение обусловлено нехваткой в стране наличных денег, тогда как увеличение денежной массы способно поднять цены на продукцию сельского хозяйства и заработную плату в промышленности и дать им возможность расплатиться с долгами.

Сторонники «серебряных денег» (то есть неограниченной эмиссии) выдвинули кандидатом в президенты в 1896 году Уильяма Дженнингса Брайана. Но проиграли, а Уильям Мак-Кинли выиграл. Именно при президенте Мак-Кинли актом 1900 года в США был официально введен золотой стандарт и золотое содержание доллара устанавливалось на уровне 1,50463 г. Ничем не ограниченная эмиссия опять откладывалась. Но уже через двенадцать лет будет создана ФРС, и дорога к ней лежала через труп очередного упрямого руководителя Белого дома (14 сентября 1901 года).
ivan_1_dyrak From: ivan_1_dyrak Date: June 24th, 2021 08:44 am (UTC) (Link)
Ведь в смерти Пушкина кто-то из его друзей косвенно виноват, не помню, кто точно. Пушкин был прекрасный дуэлянт. Но друзья из лучших побуждений насыпали в пистолеты уменьшенную дозу пороха. Из-за чего пуля Дантеса застряла в тазу, а должна бы выйти навылет. А сам Дантес загородился рукой, и пуля Пушкина пробила кисть, но не смогла пробить грудную клетку.

Я 1962 года. По памяти, больше обвиняли общество, чем непосредственно царя, что-то там о травле. Но это всё смутно. Но зачем царя обвинять, когда сразу после изучали стихотворение Лермонтова на смерть Пушкина: "Вы, жадною толпой, стоящие у трона...". А вот ему уже "собаке собачья смерть" (ц), но и опять нет у царя умысла.
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 08:46 am (UTC) (Link)
"Но друзья из лучших побуждений насыпали в пистолеты уменьшенную дозу пороха."

М-м?
Первый раз такое слышу.
nicksakva From: nicksakva Date: June 24th, 2021 08:50 am (UTC) (Link)
/* Если не лень, расскажите хоть в двух словах - как в советских школах об этом рассказывали? */
В советских школах об этом рассказывали, опираясь на "Смерть поэта" Лермонтова.
https://www.culture.ru/poems/36607/smert-poeta
Собственно, "версию Лермонтова" видимо и можно считать "официальной версией советской школы".
Акценты расставлялись по-разному, но в целом ...
= = = = =
. . .
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
. . .
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
. . .
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
. . .
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
. . .
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
= = = = =
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 08:51 am (UTC) (Link)
То есть скорее "толпа", чем "самодержавие".
From: karpion Date: June 24th, 2021 08:53 am (UTC) (Link)
У нас в школе тему гибели А.С.Пушкина замалчивали.
Теория об убийстве А.С.Пушкина по приказу царя разрушается на факте: А.С.Пушкин сам вызвал д'Антеса на дуэль.
А тот факт, что А.С.Пушкин полез на рожон из-за предполагаемого распутства своей жены, в СССР был совсем некомильфо, так что рассказывать про это школьникам никак не полагалось.

Другое дело - экскурсоводы. В усадьбе А.С.Пушкина собирались весьма своеобразные люди, в т.ч. сильно прибабахнутые. А особого идеологического контроля за ними не было, ибо эта тема для советской власти была третьестепенной важности.
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 08:56 am (UTC) (Link)
Вот насчёт разрушается - не согласен.
Вызов на дуэль можно довольно надёжно спровоцировать.
Тем более... А разве Пушкин Дантеса? По-моему же там было два вызова, первый Пушкин Дантеса, но тогда дуэль была отменена и второй раз уже Дантес Пушкина.

Впрочем, я совсем не уверен - я толком эту историю не знаю, так, нахватался там-сям.
fat_crocodile From: fat_crocodile Date: June 24th, 2021 09:04 am (UTC) (Link)
Мне кажется, тут прямо очень сильные выводы из одной строчки художественного произведения.
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 09:11 am (UTC) (Link)
Я поэтому и задаю вопрос тем, кто учился в советское время.
Всё же транслируемое на уроках литературы в школе по этому вопросу можно считать пусть упрощённой, но всё же официальной версией.
From: kotopes.dreamwidth.org Date: June 24th, 2021 09:05 am (UTC) (Link)
Прямо не говорили, но в эту сторону подталкивали - см. стих Лермонтова
trittonjuice From: trittonjuice Date: June 24th, 2021 12:22 pm (UTC) (Link)
Не говорили ничего такого, я в школу в '85 пошел, да и факты, вещь упрямая — царь после смерти Пушкина вроде как его долги выплатил и содержание семье назначил.
Пушкин — первая рок-звезда!
А Дантес — пидарас!

Edited at 2021-06-24 12:23 pm (UTC)
nicksakva From: nicksakva Date: June 24th, 2021 09:06 am (UTC) (Link)
Кстати, аналогичные версии ходили в СССР и про Лермонтова.
Вплоть до "скрывавшегося в кустах во время дуэли снайпера".
Они никогда не выходили в "официал" и оставались в рамках "отвязной конспирологии".
Экскурсоводы изредка их озвучивали.

Но против Лермонтова было достаточно и вполне документированных действий со стороны самодержавия и лично Николая.
orangtua From: orangtua Date: June 24th, 2021 09:33 am (UTC) (Link)
Точно! про снайпера было время от времени...
slobin From: slobin Date: June 24th, 2021 09:14 am (UTC) (Link)

В первый раз вот сейчас вообще слышу эту версию, подозреваю, что это розыгрыш и попытка нести полную дичь под соусом чего-то общеизвестного. Конечно, в школе я ни историей, ни литературой не интересовался, но вроде бы всю жизнь считалось, что Пушкина, конечно, сгубило самодержавие, но только в том смысле, что оно вообще во всём виновато, по определению. То есть, персонального в этой формулировке не больше, чем "виноват капитализм" (или "социализм", или "феодализм"). Вот объясняю это и спрашиваю себя, а надо ли объяснять, не кормлю ли я этим тролля. Хотя, с другой стороны, я отличаюсь особым даром не знать общеизвестного...

P.S. Год рождения 1967

... А потом Ктулху уколола палец веретеном ...

boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 09:18 am (UTC) (Link)
Тролля - это меня что ли в данном случае?
Вот сейчас было обидно!

Нет, мне в самом деле доводилось слышать о версиях, обвиняющих Николая довольно персонально. Другое дело, что возможно они совсем маргинальны. Я, собственно, затем и спрашиваю.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
baby_lyaliko From: baby_lyaliko Date: June 24th, 2021 09:19 am (UTC) (Link)
Прям подробно не помню, но кажется царя не винили.
kouzdra From: kouzdra Date: June 24th, 2021 09:45 am (UTC) (Link)
Есть кстати прямо противоположная теория (у Лотмана) - что дуэль провоцировал именно Пушкин - потому что позиция при дворе его тяготила, уйти в отставку он не мог (слишком много хвостов висело, да и не факт, что царь бы ее дал) - потому идея была убить Дантеса (Пушкин хорошо стрелял - и так-то Дантеса спасло весьма маловероятное везение) - а за дуэль результативную в РИ тогда обычно ссылали в поместье на пару лет - ну и...
chhwe From: chhwe Date: June 24th, 2021 10:15 am (UTC) (Link)

Да там по результатам этой конкретной дуэли емнип обоих повесить высочайше приказать соизволил; но потом помиловал ввиду смерти одного и изгнания другого: «Военный суд первой инстанции (полковой) приговорил в предварительном порядке Дантеса и пушкинского секунданта К. К. Данзаса к смертной казни через повешение — по законам времён Петра».

jack_bird From: jack_bird Date: June 24th, 2021 09:57 am (UTC) (Link)
В советской школе излагали, в общем, по Лермонтову. Версия, что "жандармов нарочно не туда отправили" в школах, помнится, не упоминалась. А на экскурсиях вполне могла, экскурсоводы были весьма свободны в выборе. Впрочем, и учителя жестко связаны не были, может, просто в моей компании ученики конспирологов не попались.
used_against From: used_against Date: June 24th, 2021 09:59 am (UTC) (Link)
Ничему подобному нас не учили. Застала почти всю советскую школу. Это кто-то шибко идейный, видимо, сам решил. :)
used_against From: used_against Date: June 24th, 2021 10:05 am (UTC) (Link)
Сейчас смутно вспоминаю, что, кажется, в то время гуляла подобная версия. Наверное, из той же серии, что сейчас "Ефремова ФСБ подставила под аварию, подсыпав что-то в чай".
messala From: messala Date: June 24th, 2021 10:10 am (UTC) (Link)
"в советское время практически официально считалось, что Пушкина убили то ли по прямому приказу Николая, то ли по не вполне прямому."

Не было такого в советское время.
boldogg From: boldogg Date: June 24th, 2021 10:38 am (UTC) (Link)
Спасибо.

Если я правильно понимаю, вы ведь советское время застали довольно основательно?
192 comments or Leave a comment
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]