Больдог (boldogg) wrote,
Больдог
boldogg

Categories:

Национальные преимущества и их небесплатность

Недавно я принял участие в одном разговоре о национализме и кое-какие мысли по его следам решил вынести отдельным постом.

Да, сразу хочу оговориться. Говоря в этом посте о каких-либо особенностях той или иной национальности, я имею в виду две вещи.
Первая. Таковые особенности существуют. Не все национальности одинаковы - в смысле именно что одинаковы, неразличимы, неотличимы друг от друга. Это просто данная в ощущениях реальность, по-моему отрицать её глупо. Можно сказать, что все национальности равнодостойны, ок. Но они нет, не одинаковы.
Вторая. Национальные особенности это следствие разницы в культурах. Не в крови, не в генах, ни в чём таком, а именно в культуре. Разные культуры - разные особенности. Если с рождения полноценно переместить человека из культуры А в культуру Б - он вырастет с особенностями присущими культуре Б и, соответственно, Абрам Петрович Ганнибал - русский, притом даже, что был перемещён в инокультурную среду не с рождения, а лет около семи.

Возможно я зря делаю эти оговорки, возможно всё это достаточно очевидно, но пусть всё же будут.

Теперь к сути.
Русские националисты часто оказываются недовольны... и вот знаете, я очень долго пытался сформулировать причину недовольства в общем виде, и получалось у меня это плохо.
Поэтому я попробую привести её в виде обобщённой цитаты.
"Посмотрите на список ста богатейших людей России и посчитайте, сколько там евреев. А теперь сравните с численностью евреев в стране вообще. А на практически любой оркестр посмотрите. То же самое. И на науку."
"Если у Ивана случается с кем-то бытовой конфликт, то на стороне Ивана он сам и примерно всё на этом. Если же конфликт случается у Мусы, то с высокой вероятностью на его стороне окажется диаспора."


Первое что меня печалит - см. оговорку номер один - что возражающие националистам иногда пытаются просто отрицать сказанное. "А посмотрите в этот список богатейших людей, там же не только Фридман и Вексельберг, там есть и Прохоров, и Потанин."
Оно так. Но всё же представленность действительно не соответствует процентам в населении.
Вот до смешного (любопытно, но именно это меня досподвигло меня написать пост). Играю я сейчас в "Сталкера". И там есть такая локация - "Дикая Территория", на ней наёмники напали на учёных. Так вот обыскиваю я трупы учёных. Два из четырёх: Антон Гельденфарб и Игорь Фихтенштейн. Реализм) И ведь в самом же деле производит впечатление некоторого реализма - посреди бандитов и наёмников с типичными никами Сёма Кабан, Петро Валет - как должны звать учёных? Есть ведь такое дело. Аналогично и со вторым примером. Это в самом деле есть, даже авторы игры учитывают.

И у русских националистов возникает ощущение, что вот у тех такие бонусы, у этих эдакие - а у нас? И вроде как у нас никаких.
Так вот по-моему тут следует учитывать такие детали.
Эти бонусы не вполне бесплатны.
Да, та самая культурная особенность евреев - нацеленность на образование. Но это ведь не просто так. Чтобы через двадцать лет в оркестре был какой-нибудь Сёма Лазерсон сейчас этому Сёме нужно не играть в дотку, а сидеть и пиликать на своей виолончели. Час пиликать, два, пять, десять. У меня в детстве были знакомые девочки, сёстры - мы семьями дружили. Они как раз были виолончелистки. И они пиликали. И час, и два, и восемь в день, соседи очень злились. Сейчас обе в каких-то оркестрах. Их семья была русско-украинская.
Это не работает так, что ты еврей и играешь на скрипке по блату. Этому придётся учиться.

Аналогично с подъезжающей диаспорой.
У меня ощущение, что довольно часто русский националист это видит так: "я живу себе как жил, но в случае чего мне помогут, подъедут".
Это не совсем так просто работает. Да, у большой семьи, у крепкой связи родственников есть преимущества. Да, помогут, да, подъедут. Но ты не живёшь, как жил. Ты, например, в Москве. А троюродный племянник поступил в МАДИ - и вот тебе позвонил дедушка, сказал, что надо бы пустить Гамида пожить, пока учится. И придётся пустить. Да, Гамид вроде бы как раз и будет тем, кто подъедет и поможет... Или наоборот! Или это Гамид куда-нибудь влипнет и самому придётся ехать, впрягаться, помогать - а потом снова позвонит дедушка и скажет, что надо денег на адвоката собрать Гамиду.
Это не в одну сторону работает, вот ведь какое дело.
Выгодно это в итоге или нет - очень сильно надвое выходит. На самом деле по-моему очень зависит от человека. Если кто спокойный, нацеленный нормально жить, зарабатывать, карьеру делать - ему не выгодно. Вся эта диаспоральная культура за его счёт жить и станет. А вот если кто любит по клубам походить, да там позацепиться с кем, а у самого ничего нет особо - тут да. Хотя и тут тоже. Хорошо если дедушка сказал, что Гамид едет в Москву, где клубы. А может в Москву поедет Хазрат, а Гамид останется с дедушкой - должен же кто-то старому человеку опорой быть в родном ауле. И всё. И будешь опорой. Без вариантов.

Эта атомизированность русских несёт в себе не только минусы, но и плюсы. Просто минусы заметнее изнутри, а плюсы снаружи. Ходящего по клубам мы можем увидеть, а оставшегося с дедушкой нет. Нанятого адвоката мы видим, а тех, кто ему денег собирал нет. Когда к кому-то подъехали и помогли это видно, а вот что у тебя дома не живёт троюродный племянник - нет, этого мы не замечаем. Это же само собой. Да, само собой - в русской культуре.

Кстати! Ещё одно важное уточнение (и я просто-таки горжусь тем, что подумал об этом). Я пишу о мужчинах. Как обычно, человек по умолчанию это мужчина. А есть, вообще-то, ещё половина человечества. Каково при вот этом семейно-диаспоральном подходе женщинам? Это ведь считается, это должно считаться. Если ты не Гамид, а Фарида... Ох. Тут по-моему как-то совсем печально - и тем печальнее, чем этот традиционно-семейно-диаспоральный подход крепче.
И ведь это по-ло-ви-на от всех людей. Плюсы и минусы для них должны учитываться.

Все эти национальные бонусы не бесплатны.
И вот что любопытно - если человек отказывается платить за них, то он их и лишается.
Я знаю дагестанца, который из Дагестана уехал в Саратов. Почему? А вот не нравилось ему всё это. Он хотел жить по-другому. Сам по себе, без всей этой клановости. И, в общем-то, в значительной степени у него это получилось - он вышел из этой диаспоральной логики. У него самого типичное дагестанское имя - а его внука зовут Ярослав Александрович. (В самом деле именно Ярослав и именно Александрович, я это не придумал).
Другой пример. Вот, человек говорит: "ну, вот, я еврей и что я с того имею, какая диаспора за меня впишется?" Но дело-то в том, что по факту он уже не еврей. Он вышел из этой логики, он предпочёл поступать так, как хотел сам, не оглядываясь на диаспору, в значительной степени отступая от культурных норм. И да, соответствующих плюшек лишился.
Есть другой знакомый. Тоже всё по классике - еврейский мальчик, виолончель. Но мальчик не вытянул. А надо вытянуть. Надо кровь из носу вытянуть. Не вытягиваешь? А ты удвой усилия. Играешь восемь часов в день? Играй шестнадцать. Будет ещё одна фамилия в оркестре.
Но нет, мальчик не вытянул, виолончель продали, его фамилии в оркестре мы не увидим. Это не полагается за сам факт еврейства, важна культура - в данном случае культура упорнейшего труда, впахивания. А тут мальчик следовать этой культурной норме не захотел, решил сделать, как ему хочется, а не как положено.

По сути дела этот дагестанец и этот еврей совершили что-то вроде побега в русские.
С чего бы бежать в русские, если тут всё плохо, а там хорошо.
А вот же. Не так всё просто.
Tags: Националисты, Феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 442 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →